Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Н.Заболоцкий"Весна в лесу"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Дондокова Хандама Дашинимаевна

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Кратковременность организационного момента, включение учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, обеспечило необходимую мотивацию(К.-выражение своих мыслей в соответствии с задачами).  Для формирования мотивации использовались такие методические приемы как логичность изложения учебного материала, создание ситуации успеха, одобрение результатов деятельности. Ученики были вовлечены в постановку цели  урока, т.е. не только определяют тему и цель урока, но и приходят к мнению, что нужно выявить образы весенней природы в стихотворении Н.Заболоцкого «Весна в лесу».(Л)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dkhd_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок литературного чтения в 4 классе по системе Занкова
  2. Тема урока: Н.Заболоцкий "Весна в лесу"

Цель: вывести образы весенней природы  через анализ художественного произведения Н. Заболоцкого "Весна в лесу"

Задачи: 

Образовательная:  формирование у учащихся способности  самостоятельного осмысления  образа весенней природы в стихотворении Н.Заболоцкого "Весна в природе"
Развивающая: развивать устную монологическую речь, творческое воображение на основе эмоциональной отзывчивости

Воспитательная: содействовать воспитанию любви к природе, родному краю.

Методы: частично-поисковый метод, сравнение, беседа

Формы работы:  парная, фронтальная      
     

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, учебник, Интернет, толковый словарь русского языка.

  1. Ход урока

Этапы

Деятельность на уроке

Время

Вводно-мотивационный этап

  1. I. Организационный момент

- Какое у вас  настроение?  (Ответы детей)

(Наступила весна. Месяц апрель…)

  1. II. Актуализация знаний

-Предлагаю вашему вниманию видеоролик (про весну)

Задания:  

- Что вы можете сказать, посмотрев этот видеоролик?

    (Ответы детей)                                                                      

- Совпало оно с вашим настроением?

  (Ответы детей)

    Наполнены солнцем, светом, теплом и радостным настроением.

- Весной природа бывает очень красивой. Для многих поэтов она стала любимым временем года. Мы живём с вами в таком природном крае, где можно наблюдать Пушкинскую осень, Тютчевскую весну, Есенинскую зиму.  А это значит, каждый день мы прикасаемся к великому творению  поэтов, писателей,  композиторов. (слайд

Природа Алханая)

- Кто творцы этого искусства? (Поэты, художники, композиторы) 

– Когда мы можем говорить о поэте? (знакомясь с лирикой, со стихами)

– Когда мы говорим с автором? (Изучая прозу, знакомясь с биографией и анализируя произведение)

  1. III. Работа по теме урока.

- Обратите внимание на портрет Н.Заболоцкого

- Может, кто узнал этого человека? (слайд )

– Давайте побольше узнаем об этом человеке. (Дети самостоятельно подготовили сообщение  о Н. Заболоцком..

Учитель. Николай Алексеевич Заболоцким – певец прекрасного.

- Продолжая разговор о весне, мы обратимся к творчеству поэта Николая Заболоцкого. Весна – одно из любимых времен  его года. Особенно Николай Алексеевич Заболоцкий любил наблюдать за красотой весенней природы, какие изменения происходят в природе с приходом весны. И лучше всего это можно понаблюдать в лесу.

- Итак, о чем будем говорить на уроке?

  1. IV. Постановка учебной задачи  

1. Чтение стихотворения учителем.

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение Н. Заболоцкого "Весна в лесу"

– Какие чувства возникли в вашем сердце, слушая стихотворение? (изумление, восторг, удивление, радость, грусть, восхищение, нежность)

- Как вы думаете,  какие образы весенней природы  изобразил поэт  в стихотворении? (выслушиваются ответы детей)

- Вы готовы открыть для себя что-то новое, увидеть красоту природы глазами поэта, выяснить какие образы весенней природы  изобразил поэт  в стихотворении? (Ответы детей)

- Наша задача на уроке? (Выяснить образы весенней природы, особенности стихотворения)

- Молодцы! Тогда вперед, к новым вершинам!

 

1 мин

До 1 мин.

слайд

Операционно-содержательный этап

2. Самостоятельное чтение стихотворения

(Учебник Н.А. Чураковой  «Литературное чтение» II часть, 4 класс, с 138-139)

3. Задание.

– Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить те образы, о которых идет речь. Подчеркните непонятные слова.

4. Словарная работа перед первичным чтением стихотворения.

Какие слова непонятны? Обратите внимание на орфограммы (косогор, вешние, лаборатория, колбочки, химик, штудирует, причитания, дикарь). (Использование словаря. Распределить слова по парам.) слайд

5. Работа над содержанием.

— Какие яркие образы (картины) создает поэт в этом стихотворении? (грач, глухарь, зайцы, солнечный луч)   (слайды)

Прочитайте.

– Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этих образов? (сравнение, олицетворение) (Грач – химик, врач; глухарь – дикарь; зайцы – маленькие ребята; лаборатория – природа; растеньице – колбочка живая; тетрадь – поле); (Солнце улыбается, грач штудирует)

Как вы думаете, для чего автор их использует? (Чтобы лучше представить пробуждение природы)

  1. V. Электронная физминутка «Танец лесных зверей»

VI. Работа в паре.

-У вас на столах лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в 2 группы. Текст произведения вам поможет.

Две группы слов:

  1. лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует;
  2. таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса.

- Прочитайте первую группу слов, вторую.      (слайд )

- Какой образ природы изображен в начале стихотворения? (природа – лаборатория)

Докажите словами из текста.

Кто является лирическим героем? (Автор.)

- Что он делает в лесу? (Автор изучает природу, она для него научная лаборатория для исследования, он наблюдает за процессами, происходящими в природе.)

- Какой природа показана во второй части? (Автор пытается приоткрыть тайны жизни, олицетворяет героев, представляет в виде разумных живых существ.) (Природа сказка.)

Докажите словами из текста.

- Так что же такое весенняя природа для лирического героя? (Это и современная лаборатория, и музей. Она и вечная, и каждый раз обновляющаяся, таинственная. В ней каждую минуту происходят чудеса.)

-Какие два образа весенней природы выяснили в стихотворении Н.Заболоцкого "Весна в лесу?" (В нём 2 образа природы)

 Вывод: Н. Заболоцкий – поэт, который видит природу и как современную лабораторию, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах и как старинную сказку, персонажами в которой являются все её дети.

- Как вы думаете, кому видна подлинная радость русского пейзажа, кому природа открывает свои тайны?

Вывод: природа открывает свои тайны лишь тому, кто умеет всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, кто умеет любить и беречь её.

  1. VII. Творческая работа. Ребята, а теперь  пригласим друг друга  в нашу творческую лабораторию. Нам предстоит выполнить ряд заданий.

Работа в паре

Задание1.      (слайд)

Выберите понравившийся отрывок и   выразительно прочитайте.

- Какие чувства поэта нужно передать? (Восхищение, удивление, нежность)

Задание 2.

Продолжи строчки (работа на карточках)

 Пропела зимняя…………………….

 Снег превратился в………………..

 Весна идет по………………………

 Мы слышим………………………..

Задание 3

- С помощью картинок своего воображения, создать свой образ весенней природы и написать мини сочинение.

4. Создать презентацию, как показали бы образы весенней природы в стихотворении Н.Заболоцкого «Весна в лесу»

-  Кто желает прочитать стихотворение или понравившийся отрывок? Какой образ  весенней природы представили?   (1-2 человека)

- Итак, мы с вами выявили два образа весенней природы. Какие?

  1. - Чему учит стихотворение Заболоцкого?
  2.  (Больше   замечать прекрасного, уделять внимание
  3. природе,  быть внимательным и наблюдательным.
  4. Смотреть на мир с открытыми глазами).

Рефлексивно-оценочный этап

IX.  Итог урока: Продолжите фразу

                      Сегодня я на уроке…                  (слайд )

Учитель. В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:

...что есть красота

и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?..

Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.

 IX. Домашнее задание. (слайд )

 по выбору:

1.подготовить выразительное чтение стихотворения;

2.выучить наизусть понравившийся отрывок, один из образов или стихотворение;

3. Изобразить момент в рисунке и попробовать написать стихотворение про весну.

   

 Спасибо за урок!                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Урок по литературному чтению на тему «С.А.Клычков «Весна в лесу»

Урок по литературному чтению на тему «С.А.Клычков «Весна в лесу» содержит конспект занятия и презентацию. Урок разработан по литературному чтению для обучающихся 4 класса по про...