Главные вкладки

    Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Задачи:

     1. Совершенствование  навыка чтения целыми словами, развитие умения  
          работать с текстом.

    2.  Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
         обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать  
         и слышать своих товарищей,

    3. Воспитание интереса к произведениям писателя

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.  К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»

    УМК «Планета знаний»

    Тип урока: урок получения новых знаний

    Вид урока: традиционный

     Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»

    Задачи:

     1. Совершенствование  навыка чтения целыми словами, развитие умения  
         работать с текстом.

    2.  Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
       
    обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать  
        и слышать своих товарищей,

    3. Воспитание интереса к произведениям писателя

    Оборудование: учебник Э.Э.Кац  «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.  (слайд 1)

    Учитель:  Прозвенел звонок, начинается урок.

                     Наши ушки на макушке,

                     Глазки широко открыты,

                     Слушаем, запоминаем,

                     Ни минуты не теряем.

     

     Игра «Обмен настроением»

    Учитель: Улыбнитесь друг другу.

                   Тому, кто улыбается, смеется,

                 Все в жизни удается.

    - А какое у вас сейчас настроение?

    - Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

    2. Фонетическая зарядка.

     

    Учитель:  Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с  
                    фонетической  разминки, чтобы наш язычок всё правильно      
                    выговаривал.

    1. Споем песенку гласных (с разным ударением)     А-У-И-О-Ы

        (написано на доске)

    (слайд 2) 

    2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

        (далеко, ближе, близко)  (одними губами, тихо, громко)

    3. Чистоговорка  (слайд 3) (хором)

    - Жи- жи- жи - сказку расскажи.

    - Ша-ша-ша - сказка хороша.

    - Ву-ву-ву - сказка наяву.

    - Ра-ра-ра  - нам читать пора.

    3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.

    Учитель:  Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4)  Какие сказки мы читали на уроках?  Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К  каким сказкам они относятся?

     Ученики: К народным      (слайд 4)

     

     Учитель: Чему учат сказки?

     Ученики:  Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

    Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
                   раздела. Откройте книгу на с.81.  Прочитайте, как называется раздел?

    Ученики: Авторские сказки   (слайд 4)

    Учитель:  Как вы, думаете, это какие сказки? 

    Ученики:  Это сказки, которые написал автор.

    Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
                   авторским?

    Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)

    – Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

    – К какой сказке она относится? Народная или авторская?  Кто автор?

    4. Изучение нового материала.

    Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7)

     К. Д. Ушинский  детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

        Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

     Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

    (обратить внимание на выставку книг писателя)

    В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

     Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

    -  А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)

    Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

    (слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание  слайдов (10-16)
     Остановка посередине,  после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

    Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

    Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

    Учитель: Что произойдёт дальше?  
     
    Ученики:
     Козёл попросит воды попить,  прыгнет в  колодец,  вытащит лису.


    Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

    5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)

    6. Чтение произведения детьми.

     Учитель: Давайте почитаем эту сказку  вслух по цепочке и найдем непонятные
                    слова.

       (чтение детьми)

    Учитель: Какие слова требую объяснения?

    Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул   сдуру, насилу отыскали.  (слайд 18)

    7. Работа в группе  по карточкам,

    8. Физминутка

    9. Чтение по ролям

    Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

    Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
                   что у  козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?  
    (слайд 19)

    Ученики: Так думает сам козёл. 

    Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
                   Как назвала Лиса Козла? Почему?

    Ученики:  Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

    Учитель:  Какой совет дали бы козлу?

    Ученики:   Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

    Учитель: Чему может научить эта сказка?

     Ученики: Нужно  всегда думать головой.

    10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
                                                      на доске)

    За глупой головой и ногам плохо.

    Голова дана для того, чтобы думать.

    Лисица семерых волков проведет

     Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

    11. Итог. Рефлексия.

    Учитель: С какой сказкой познакомились?

    - Спасибо за урок! (слайд 21)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

    Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

    К.Д.Ушинский. Сказка "Лиса и козёл"

    Урок литературного чтения в 1 классе. К.Д.Ушинский сказка "Лиса и козёл"...

    Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

    Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

    Презентация к уроку литературное чтение 2 класс Ушинский "Утренние лучи"

    Данная презентация поможет при изучении произведения К. Ушинского " Утренние лучи " 2 класс...

    Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"

    "Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский....

    Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

    Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...