Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чурсина Валентина Васильевна

Задачи:

 1. Совершенствование  навыка чтения целыми словами, развитие умения  
      работать с текстом.

2.  Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
     обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать  
     и слышать своих товарищей,

3. Воспитание интереса к произведениям писателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»

УМК «Планета знаний»

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный

 Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»

Задачи:

 1. Совершенствование  навыка чтения целыми словами, развитие умения  
     работать с текстом.

2.  Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
   
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать  
    и слышать своих товарищей,

3. Воспитание интереса к произведениям писателя

Оборудование: учебник Э.Э.Кац  «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»

Ход урока:

1. Организационный момент.  (слайд 1)

Учитель:  Прозвенел звонок, начинается урок.

                 Наши ушки на макушке,

                 Глазки широко открыты,

                 Слушаем, запоминаем,

                 Ни минуты не теряем.

 

 Игра «Обмен настроением»

Учитель: Улыбнитесь друг другу.

               Тому, кто улыбается, смеется,

             Все в жизни удается.

- А какое у вас сейчас настроение?

- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2. Фонетическая зарядка.

 

Учитель:  Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с  
                фонетической  разминки, чтобы наш язычок всё правильно      
                выговаривал.

1. Споем песенку гласных (с разным ударением)     А-У-И-О-Ы

    (написано на доске)

(слайд 2) 

2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

    (далеко, ближе, близко)  (одними губами, тихо, громко)

3. Чистоговорка  (слайд 3) (хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра  - нам читать пора.

3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Учитель:  Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4)  Какие сказки мы читали на уроках?  Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К  каким сказкам они относятся?

 Ученики: К народным      (слайд 4)

 

 Учитель: Чему учат сказки?

 Ученики:  Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
               раздела. Откройте книгу на с.81.  Прочитайте, как называется раздел?

Ученики: Авторские сказки   (слайд 4)

Учитель:  Как вы, думаете, это какие сказки? 

Ученики:  Это сказки, которые написал автор.

Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
               авторским?

Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)

– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

– К какой сказке она относится? Народная или авторская?  Кто автор?

4. Изучение нового материала.

Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7)

 К. Д. Ушинский  детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

 Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

(обратить внимание на выставку книг писателя)

В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

 Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

-  А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)

Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание  слайдов (10-16)
 Остановка посередине,  после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

Учитель: Что произойдёт дальше?  
 
Ученики:
 Козёл попросит воды попить,  прыгнет в  колодец,  вытащит лису.


Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)

6. Чтение произведения детьми.

 Учитель: Давайте почитаем эту сказку  вслух по цепочке и найдем непонятные
                слова.

   (чтение детьми)

Учитель: Какие слова требую объяснения?

Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул   сдуру, насилу отыскали.  (слайд 18)

7. Работа в группе  по карточкам,

8. Физминутка

9. Чтение по ролям

Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
               что у  козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?  
(слайд 19)

Ученики: Так думает сам козёл. 

Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
               Как назвала Лиса Козла? Почему?

Ученики:  Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

Учитель:  Какой совет дали бы козлу?

Ученики:   Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

Учитель: Чему может научить эта сказка?

 Ученики: Нужно  всегда думать головой.

10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
                                                  на доске)

За глупой головой и ногам плохо.

Голова дана для того, чтобы думать.

Лисица семерых волков проведет

 Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

11. Итог. Рефлексия.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

- Спасибо за урок! (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

К.Д.Ушинский. Сказка "Лиса и козёл"

Урок литературного чтения в 1 классе. К.Д.Ушинский сказка "Лиса и козёл"...

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс Ушинский "Утренние лучи"

Данная презентация поможет при изучении произведения К. Ушинского " Утренние лучи " 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"

"Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский....

Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого»                      Цели    ...

Рабочий лист для урока литературного чтения "К.Д.Ушинский "Четыре желания"

Рабочий лист для урока литературного чтения "К.Д.Ушинский "Четыре желания" выручит, если нет рабочих тетрадей....