Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

"Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solntse_i_veter.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ БАСНИ К. Д. УШИНСКОГО «ВЕТЕР И СОЛНЦЕ»

ЦЕЛЬ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; активизировать знания о выразительном чтении (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп, указывать паузы, выделять логическое ударение, наблюдать за употреблением знаков препинания; в процессе работы над текстом развивать орфографическую зоркость; учить ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения; развивать эмоциональный мир детей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Ученики узнают, что К. Д. Ушинский раскрывает в своей притче
  • Ученики смогут определить мотивы поступков персонажей
  • Ученики повторят существенные признаки жанра притча
  • Будут продолжать развивать навыки выразительного чтения.

Метапредметные:

  • Ученики смогут установить причинно-следственные связи
  • Смогут обобщить результат анализа произведения
  • Будут высказывать свою точку зрения;
  • Будут выслушивать других.

Личностные:

  • Расширять кругозор
  • Будут  учиться размышлять о таких качествах личности как доброта, милосердие.
  • Увеличивать словарный запас.

 

ХОД УРОКА.

  1. Проверка домашнего задания

ЗАГАДКА.

По полю рыщет,

Поёт и свищет.

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

(Ветер.)

- Посмотрите, как пишется слово «ветер» - это словарное слово.

Что вы знаете о ветре?  

(Ветер – это движение воздуха по поверхности земли.)

- Как называется очень сильный ветер?

(Ураган. Он сносит крыши домов, ломает деревья, всё разрушает на своём пути.)

- Какой рассказ вы читали дома о ветре?

(«Девочка с камнем» Р. Фраермана.)

- Как автор описывает ураган? Расскажите.

(Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья. Какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через улицу. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку. Марья Ивановна вышла на крыльцо. Ветер тот час же обнял её за плечи и с силой повернул к стене.)

- Как боролся дуб с ветром? Расскажите.

(Он один не сгибался под бурей. Но он весь звенел и ронял на землю сучья, шумел листвой.)

- Почему дубу понравилась девочка Аня Мамедова?

(Аня не испугалась урагана, как и дуб, мимо которого она проходила.)

- Какой в этом рассказе ветер?

(Злой, жестокий, сильный.)

- Что можно сказать об Ане Мамедовой?

(Она бесстрашная, сообразительная, смелая.)

  1. Подготовительная работа

Загадка.

Светит, сверкает,

Всех согревает.

(Солнце.)

- Обратите внимание, как пишется слово «солнце» - с буквой «л», солнышко.

- Что вы знаете о солнце?

(Солнце – это раскалённый шар. Вокруг Солнца движется Земля. Солнце нагревает Землю. Чем оно выше над Землёй, тем сильнее греет. Солнце необходимо всему живому.)

- Сегодня вы познакомитесь с произведением К. Д. Ушинского, где главные герои ветер и солнце.

- Что вы знаете об авторе? (Ответы детей.)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ АВТОРЕ:

К. Д. Ушинский родился в г. Тула. Константин Дмитриевич написал много рассказов, сказок и посвятил их детям. Но кроме этого Ушинский был умнейшим учителем и написал замечательные учебники «Детский мир» и «Родное слово». Он стремился к тому, чтобы в России было как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Этот хороший человек очень любил детей и в своих произведениях всем сердцем стремился помочь им глубже познакомиться с окружающим миром, с миром животных, растений, с красотой родного края. Из рассказов Ушинского всем известно, что счастливым бывает тот, кто честный, трудолюбивый и добрый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз – наклон, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

- Ветер. Солнце. Как хочется произнести эти слова?

(Солнце – радостно, ветер – сердито.)

- Что хотелось бы узнать о них из произведения, которое мы будем изучать на уроке?

  1. Работа над новым произведением

1. Чтение произведения хорошо читающими детьми. Беседа по первому восприятию.

- О чём этот рассказ?

(Как спорили ветер и солнце – кто из них сильнее.)

 - Каким вы представили себе ветер?

(Сердитым, страшным, сильным.)

- А солнце?

(Добрым, ласковым.)  

2. Групповая работа.

Задание: разделить текст на части.

  1. Чтение произведения по частям и анализ.

1ЧАСТЬ.

- Как автор описывает спор ветра и солнца? Найдите слова, которые помогают описать спор.

(Затеяли, долго спорили, помериться силами решили.)

2 ЧАСТЬ.

- Как ветер старался доказать свою силу?

(Ветер начал дуть что было мочи, сердился, свирепел,  осыпал дождём и снегом.)

- Объясните значение слова «свирепел».

- «Что было мочи» - как сказать по-другому.

- Как чувствовал себя путешественник?

(Кутался в плащ, ворчал на непогоду, надел плащ в рукава, подвязался поясом.)

- Что чувствуете вы, читая эту часть?

3 ЧАСТЬ.

- Как повело себя солнце? Найдите слова – подсказки в тексте.

(Улыбнулось, обогрело, обсушило землю и путешественника.)

- Как тепло солнечных лучей подействовало на путника?

(Он приободрился, благословил солнце, снял плащ.)

 - Что значит «приободрился»? «Благословил солнце»?

- А что почувствовали вы?

4 ЧАСТЬ.

- Как солнце добилось того, что путешественник поддался ему?

(Лаской, добротой.)

4. Подготовка к выразительному чтению.

- Прочитаем слово «ветер»

а) тихо;

б) произнесём чуть громче;

в) громко.

 - Какая сила голоса подходит к чтению этого произведения? (Громко.)

- Как будем читать о солнце?

(Тихо, нежно, ласково.)

- Хороший читатель всегда вкладывает в чтение своё настроение, чувства.

Постарайтесь сейчас сделать это.

5. Выразительное чтение вслух.

- Каким ещё бывает ветер?

(Тёплым, ласковым.)

- Какой совет даёт автор?

(«Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.»)

6. Определение жанра произведения.

- К какому жанру относится это произведение?  

(Это басня, потому что главные герои явления природы, а подразумеваются люди. В этом произведении есть нравоучение.)

  1. Закрепление

1. Групповая работа.

Задание: у вас на столах конверты. Распределите вопросы в нужной последовательности и перескажите по ним басню.

План – вопросник.

  1. О чём спорили ветер и солнце?
  2. Как ветер старался показать свою силу?
  3. Как вёл себя путешественник?
  4. Что понял ветер?
  5. Что сделало солнце?
  6. Что происходило в это время с путешественником?

2. Выступления групп.

  1.  Итог урока

- Прочитайте слова, которые записаны на доске.

ЗДРАВСТВУЙТЕ

                                           СПАСИБО 

                                                            БЛАГОДАРЮ

                                                          ПРОСТИТЕ

                                                          ПОЖАЛУЙСТА

                                                   БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ

                                           ДО СВИДАНИЯ

 - Какое слово спряталось?  (Доброта.)

- Все эти вежливые слова несут доброту, и если их часто произносит человек, значит, в нём есть это важное качество.  

- Как вы чувствуете себя рядом с добрым человеком?

(Хорошо, радостно, уютно, тепло.)

- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?

(Когда светит солнце.)

- Да, мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова. Значит, в басне «Ветер и Солнце» под явлениями природы подразумеваются какие люди?

Добрым быть, совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Если доброта, как солнце светит,  

Радуются взрослые и дети.

  1.  Домашнее задание

Подробный пересказ. Последний абзац наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения."

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения." (Условия, необходимые для развития растений.)...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;Планируемые результатыПредметные:Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениям...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...