Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Яранцева Наталья Юрьевна

Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе А

Дата: 15.02

Тема:  Творчество К.Г. Паустовского.  «Корзина с еловыми шишками»

Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского
  2. Развивать навык выразительного чтения, умение анализировать прочитанное.
  3. Воспитывать любовь к музыке

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя Константина Георгиевича Паустовского.

  1. Презентация

Биография  К.Г. Паустовского.

  1. Изучение нового материала

1. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке,  перечитывая рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», попробуем услышать музыку, а потом, услышав музыку, представим историю.

2.  Анализ произведения и выборочное чтение

-В какое время года произошла встреча Дагни и Грига? Прочитайте описание осени

-Как познакомились девочка и композитор? Прочитаем по ролям

-Быстро ли Григ создал свой подарок? (Нет, больше месяца- наступила зима) Прочитайте описание зимы

-Каких слушателей ценил Григ больше всего? Прочитайте кто как слушал музыку?

-По какой причине Дагни уехала из дома?

- Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые?

- Какие картины представлялись ей, когда она слышала музыку, посвященную ей?

- Какое впечатление произвела музыка Грига на слушателей? («сначала медленно, потом, все разрастаясь, загремели аплодисменты»)

-Не появилось ли у вас желания услышать музыку, которая так волновала  слушателей?

4. Презентация «Норвегия» на фоне сюиты «Утро»

VI . Биография Э.Х.Грига

Эвард Хагеруп Григ (1843 - 1907) - великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене. Игре на фортепиано учился с 6 лет под руководством матери (урожденной Хагеруп). Эвард с 12 лет стал сочинять музыку, его родителям посоветовали  определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина Хагеруп вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине Хагеруп сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием. Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они стали мужем и женой. С тех пор Эдвард посвящал музыку только своей жене — Нине.

VII. Работа над художественными приёмами, использованными писателем.

Григ великий мастер своего дела, а Паустовский – своего.

- Найди в описании осени, зимы приёмы сравнения, олицетворения?

(Олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук; живет и ждет эхо. Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая.

Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо - с птицей пересмешником.)

VIII. IX. Закрепление нового материала

- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?

- Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что Григ был счастливым человеком. («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

- Какая главная мысль заключена в этих словах?

- Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

- Как вы думаете, какие чувства возникли в ее душе: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление. Объясните свой ответ.

- Чем же должен жить человек?

IX. Итог урока

- Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас? Что же делает человека вечным? Что сделало бессмертным Грига?

П. И. Чайковский писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой, и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то близкое, родное, немедленно находящее в сердце горячий сочувственный отклик».

- А получилось ли у К.Г.Паустовского описать музыку так, что и нас она тронула до глубины души?

XI. Домашнее задание

- Перечитайте рассказ, попробуйте придумать свои сравнения и олицетворения, с помощью которых вы могли бы описать зиму или осень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе....

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Урок литературного чтения "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовского.

УМК  «Школа России». Учебник  «Литературное чтение». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.Предметная область: «Л...