Главные вкладки

    Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Николаева Наталия Николаевна

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _sokolov-mikitov.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «И.Соколов-Микитов "Русский лес"»

     

    Цели и задачи урока.

    Развивающие.

    1. Развивать воображение, мышление, речь.

    2. Развивать творчество детей.

    3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.

    4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

    Обучающие.

    1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

    2. Учить осознанному восприятию текста.

    3. Учить краткому пересказу.

    4. Познакомить с деревьями русского леса.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать уважительное отношение к девочкам и любовь к матери.

    2. Воспитывать бережное отношение к природе.

    3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.

    Оборудование.

    1. Компьютер и его составляющие.

    2. Экран.

    3. Картинки с изображением деревьев.

    4. Карточки с названиями деревьев.

    5. Портрет И. Соколова-Микитова.

    6. Иллюстрации детей на тему “Моя Родина”.

    7. Плакаты детей на тему “Мы хозяева нашей природы”.

    8. Ароматизатор хвои.

    9. Магнитофон.

    10. Слова, трудные для чтения и понимания.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята!

    - Сегодня мы предоставить право сесть красиво первым девочкам!

    - А теперь тихонечко сядут мальчики.

    - Почему мальчики должны уступать девочкам место, защищать и уважать девочек? (Потому что девочка будущая мама, а мама даёт нам жизнь)

    - Как М. Пришвин относился к своей маме? (Очень любил её и ещё любил пить с ней по утрам вкусный чай)

    II. Проверка домашнего задания.

    - С чего начиналась родина для М. Пришвина? (С мамы, с восхода солнца, с ранних прогулок в природе)

    1 уровень. Выразительное чтение 1 и 2 части.

    - С чего Родина начинается для вас?

    Просмотр иллюстраций “Моя Родина”.

    2 уровень. Пересказ 3 и 4 части от III лица.

    - Как понять выражение “кладовая солнца”. (Так автор образно называет природу. Солнце даёт свет, тепло, жизнь; природа хранительница жизни и земных богатств)

    Просмотр плакатов на тему “Мы хозяева нашей природы”.

    3 уровень. Составить рассказ на тему “Охранять природу – значит охранять Родину”.

    - О Родине и природе написано много рассказов и стихов. Обратите внимание на выставку книг, представленную вашему вниманию. Одно из стихотворений З. Александровой есть на экране.

    Слайд 1. Презентация

    Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

    Или степь от маков красная, Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна.

    - Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко. Как нужно правильно читать это стихотворение?

    IV. Подготовка к восприятию нового материала.

    - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, а для этого нужна помощь друга. Мальчики откройте свои ладошки, а теперь девочки положите им сверху свои. Почувствуйте тепло друг друга. Оно поможет вам во время нашего путешествия.

    - Закройте глазки и попробуйте представить, куда мы пойдём. Звучит музыка. Слайд 2

    - Посмотрите, куда мы попали? (В лес)

    - Правильно и думаю, что хотя этот лес с картины русского художника Шишкина, но находится он рядом с нашей школой, и мы часто его посещаем.

    - Вдохните воздух полной грудью. (Ароматизатор хвои)

    - А какое сказочное существо живёт в лесу? (Леший) Слайд 3

    - Он сегодня у нас в гостях.

    Леший:

    Я лес люблю таинственный, густой, Где по ночам в зелёном гуде Глушь измеряю путаной верстой И по ночам деревья все бужу я:

    Трещу валежником, в ладоши громко бью, И на крыло тетёрок подымаю; Росу по искорке с листвы зелёной пью, Но отчего я пьян не понимаю!

    И запеваю песни невпопад, Когда во все свистульки птицы дуют Я красоте и дикой воле рад… И никогда из леса не уйду я!

    -Я хочу узнать, знаете ли вы деревья наших лесов? Поэтому я принёс вам задание. Выберите из карточек только названия деревьев наших лесов. Слайд 4

    Работа в группах. Индивидуальное задание. (Найти деревья наших лесов на картинках)

    Проверка выполнения задания. Слайд 5

    V. Сообщение темы урока.

    - Вот именно об этих деревьях мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом произведение И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

    - Рассказ об авторе.

    - Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение?

    Рассказ учителя с компьютером.

    - Наша страна огромна, и леса в ней разные. На севере простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр. Потом идёт полоса смешанных лесов. В них рядом с елью и сосной растут берёза, осина, ольха. Великолепны берёзовые рощи. А ещё южнее раскинулись лиственные леса из дуба, клёна, липы и ясеня.

    VI. Чтение текста учащимися.

    - Давайте прочитаем рассказ “Русский лес” и найдём строки, в которых показывается, как автор относится к природе.

    Чтение сильными учащимися со слайдами на экране. Слайды 6-9

    - Как же автор относится к русской природе?

    VII. Словарная работа.

    Посмотрите на доску, прочитайте слова. Слайд 10

    Береста.

    Увядающая.

    Малейший.

    Развесистые.

    Распространённое.

    Живописный.

    Пурпурный.

    Ютятся.

    Проворные.

    Шелестящим.

    Оголенные.

    Приготовившиеся.

    Лапчатые.

    Издавна.

    1 уровень: Научитесь читать правильно целыми словами.

    2 уровень: Составьте словосочетания с этими словами.

    3 уровень: Составьте предложения с этими словами.

    VIII. Физкультминутка.

    - Давайте сделаем привал, встаньте

    Руки подняли и покачали - Это деревня в лесу. Руки сомкнули, кисти стряхнули - Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - Крылышки ложем назад.

    - А теперь ручки вперёд и продолжим чтение о деревьях нашего леса.

    IX. Работа по содержанию текста.

    1) Чтение по цепочке.

    - Давайте перечитаем текст и найдём, то новое, что узнали о деревьях русского леса.

    2) Чтение про себя. Работа в группах.

    - А теперь прочитаем этот текст ещё раз про себя и найдём слова, которые будут рассказывать о дереве, но не называть его, а другие группы

    Будут отгадывать. (Задание на ушко)

    1 уровень. Ель.

    2 уровень. Берёза и дуб.

    3 уровень. Липа и клён.

    Проверка выполнения.

    3) Вопросы “Лешего”. Слайд 11

    Для чего нам нужен лес?

    Что мы можем сделать из дерева?

    Как лес помогал партизанам во время войны?

    Кто в лесу живёт?

    Что в лесу растёт?

    Почему лес надо беречь?

    4) Загадки. Слайды 12-15

    Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой Стоит под горой. (Берёза)

    Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

    Что за дерево стоит: Ветра нет, а лист дрожит? (Липа)

    IX. Домашнее задание.

    1 уровень. Прочитай и расскажи о любом понравившемся дереве.

    Нарисуй его.

    2 уровень. Прочитай и перескажи о двух деревьях. Разгадай кроссворд.

    3 уровень. Подготовь краткое описание каждого дерева.

    Составь свой кроссворд “Русский лес”.

    X Итог урока.

    1) Выставление оценок за урок. Самооценка.

    2) Чтение учителем стихотворения о лесе.

    Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей страны. Все деревья в нём, ягоды, травы Нам на пользу, друзья взращены. Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой.

    - Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?

    3) Хоровое чтение с экрана. Слайд 16

    Кто любит лес, тот будет его беречь.

    Мы охотно бережём и охотно охраняем то, что любим.

    А наш русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях. Д. Кайгородов.

    4) Исполнение песни “Лесной марш”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

    конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

    Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

    Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"...

    План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого

    Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....

    Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...