Литературный конкурс по рассказам М.М. Пришвина
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Ламмерт Светлана Валентиновна

Материалы литературного конкурса  по рассказам М.М. Пришвина для учащихся начальной школы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССКАЗЫ М. М. ПРИШВИНА

(конкурс)

Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством М. М. Пришвина; расширить знания детей о природе нашей Родины; прививать любовь и бережное отношение к миру природы.

Оборудование: выставка книг, портрет М. М. Пришвина, иллюстрации к понравившимся рассказам.

Подготовка к уроку: учащиеся читают рассказы М. М. Пришвина («Ребята и утята», «Журка», «Изобретатель», «Пиковая дама», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Ястреб и жаворонок» и др.), рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям.

Ход занятия

I. Разгадывание кроссворда.

- Сегодня наше занятие предлагаю начать с разгадывания кроссворда.

Вопросы:

1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? 2. По ... и рана (пословица, множественное число). 3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. 4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью, леопард. Второе название этого животного. 5. Когда я черен - / Я куслив и проворен, / А лишь покраснею, / Так и присмирею (множественное число). 6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. 7. Без ... разум туп. (Пословица.) 8. Она всех кормит, поит, носит. 9. Живет в лесу, / Ухает, как разбойник, / Люди его боятся, / А он людей боится. 10. Выпуча глаза сидит, / По-французски говорит, / По-блошьи прыгает, / По-человечьи плавает (детеныш). 11. Кто ни разу шага не сделал? 12. Трав копытами касаясь, / Ходит по лесу красавец. / Ходит смело и легко, / Рога раскинув широко (множественное число). 13. В синей чашке алый мяч, / Он и светел и горяч.

-        Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках.
(Михаил Пришвин.)

  • Как вы думаете, по какому принципу составлен кроссворд? (Это все названия рассказов.)
  • Верно, но некоторые из названий нужно уточнить. Под номером семь: память чья? (Беличья.)
  • Под номером тринадцать: узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)

П. Рассказ о писателе.

Рассказывает ученик или сам учитель на фоне звучащей музыки.

III. Конкурс.

-        А сейчас, ребята, предлагаю вам конкурс на лучших знато
ков произведений М. М. Пришвина.

Учащиеся делятся на команды, придумывают названия.

1-й конкурс: «Викторина по рассказам М. М. Пришвина».

1.        Назовите имя героя рассказа:

«...копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

-        Лисичкин хлеб куда лучше нашего»?

Девочка Зиночка; рассказ «Лисичкин хлеб».

2.        О каких цветах идет речь:

«И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие»? (Одуванчики; рассказ «Золотой луг».)

3.        О каком открытии идет речь в рассказе «Золотой луг»?
(Спать одуванчики ложились вместе с детьми и вместе

с ними вставали.)

4.        Послушайте отрывок из рассказа. К кому это обращение?
«- Фру-фру! - кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

-        Фру-фру!»

(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».)        <

  1. На радостях, что улетевший на середину болота Журка вернулся, ребята стали давать ему лягушек и считать. Сколько лягушек проглотил журавль? (43.)
  2. О гнезде какой птицы идет речь?

«Вот ведь как у них: невитые гнезда, чуть только поцарапаны, и прямо на земле лежат яйца, чисто как на столе». (Птица чибис; рассказ «Пуговка».)

7.        Вспомните рассказ «Изобретатель». Кого Пришвин так
называет и почему?
(Утенка; он придумал, как по спине утки
выбираться из глубокой корзины.)

  1. Одна из уток в рассказе «Изобретатель» отказалась сидеть на яйцах. Кого посадили вместо нее? (Курицу по кличке Пиковая Дама.)
  2. За что курицу прозвали Пиковая Дама? (За клюв-пику.)

10.        Вспомните рассказ «Ребята и утята». Куда шла утка
с утятами?
(Из леса к озеру, в обход деревни.)

  1. Почему утка оказалась в лесу? (Весной озеро далеко разливалось, сухое место для гнезда нашлось в болотистом лесу.)
  2. Как шли утка и утята в открытых для глаз человека, лисицы или ястреба местах? (Утка шла позади утят, чтобы не выпускать их из виду.)
  3. Чем ловили утят? (Шапками.)
  4. Вспомните рассказ «Еж». Зачем автор принес домой ежа? (Ловить мышей.)
  5. Из чего еж устроил себе гнездо? (Из газеты.)
  6. Кого Пришвин назвал птичьим чертом? (Филина.)
  7. О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»? (О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)
  8. Кроме Лимона, в доме жили и другие животные. Какие? (Пес Нелли и гончая собака Трубач, кот Мишка, грач, ежик, баран Борис.)
  9. Как известно, Лимон властвовал в доме и тиранил дружных между собой зверей. Как решили проучить забияку? (Лимона посадили в шляпу.)

20. Как менялись клички у спаниеля с английской кличкой Джимми? (Сначала Джимми превратили в арабского Джина, а когда этот Джин засел верхом на утку и начал ее жать -в Жима, а потом Жим получил кличку Сват; рассказ «Сват».)

2-й конкурс: «Назовитерассказ».

Участники команд обмениваются нарисованными заранее иллюстрациями к рассказам М. М. Пришвина.

Задача соперников - по иллюстрации определить рассказ.

3-й конкурс: «Знатоки природы».

-        Я приготовила вам вопросы, а ответы на них, конечно же,
в книгах М. М. Пришвина.

Вопрос 1. Всем известно, что есть птицы, которых можно научить говорить. Это попугаи.

А можно ли научить хоть что-то говорить грача?

(Да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетал к окну, а Пришвин спрашивал его: «Кашки хочешь, дурашка?» Очень ему хотелось, чтобы грачонок ответил ему: «Хочу».

Но вот случилась беда: воры обчистили, остатки крупы выгребли. Так и лег спать голодным. Утром в окошко постучали: прилетел грач. Хотел автор его поймать, а он залетел на самую верхушку дерева, смотрит сверху и говорит:

-        Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?)

Вопрос 2. Бывает жаркий день. Представьте, что вы долго бродите по лесу и вам захотелось пить. До ручья далеко. Как же напиться в такой ситуации?

(В рассказе «Старый гриб» автор делится, как он попил-таки воды в такой ситуации: «Мне открылась поляна в лесу,

посредине ее две березы, под березами - пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой». Так он и попил воды вместе с птицами.)

Вопрос 3 . Весной, после пробуждения, барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи воды не располагают аккуратного зверя к дальним прогулкам. Нор нарыто барсуками множество. Внимание: вопрос! Зачем барсукам столько нор?

(Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев-барсуков.)

Вопрос 4. По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе?

(По сильному и неприятному запаху.)

Вопрос 5. Волк - опасный хищник. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнезда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Часто волки нападают на домашних животных.

Внимание: вопрос! А возможно ли такое, чтобы волки напали на медведя?

(Да, мы читали об этом в рассказе «Белый ожерелок». Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз видит в окошко - бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Он, мишка этот, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился. Старик, поняв это дело, снял винтовку со стены и говорит:

- Миша, Миша, подержи!

Старик застрелил трех волков. Только после этого волки разбежались. А медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же старик на этого медведя надел белый оже-релок и всем охотникам наказал, чтобы медведя этого никто не стрелял.)

Вопрос 6. Может ли быть, чтобы полевая птица жаворонок стала бы бегать по лесу?

(Да, возможно. В рассказе «Ястреб и жаворонок» говорится об этом. Таким образом жаворонок спасался от ястреба. Защиту нашел у людей.)

IV. Работа с выставкой книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Язык братьев наших меньших в рассказах М.М. Пришвина

В данной презентации размещена исследовательская работа учеников на тему "Язык братьев наших меньших в рассказах М.М. Пришвина". Целью данной работы было изучить и познать тайны языка животных через р...

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина"

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина". 2-3 класс. Выдаётся за 1-2 недели до урока, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»...

Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ рассказа М.М. Пришвина "Выскочка" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев.Планируемые  результатыПредметные: уметь анализировать содержание произведения; уметь бегло и вы...

УМК «Школа России» Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс, по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»

УМК «Школа России»Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс,по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»...