Литературный конкурс по рассказам М.М. Пришвина
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Материалы литературного конкурса по рассказам М.М. Пришвина для учащихся начальной школы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный конкурс по рассказам М.М. Пришвина | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССКАЗЫ М. М. ПРИШВИНА
(конкурс)
Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством М. М. Пришвина; расширить знания детей о природе нашей Родины; прививать любовь и бережное отношение к миру природы.
Оборудование: выставка книг, портрет М. М. Пришвина, иллюстрации к понравившимся рассказам.
Подготовка к уроку: учащиеся читают рассказы М. М. Пришвина («Ребята и утята», «Журка», «Изобретатель», «Пиковая дама», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Ястреб и жаворонок» и др.), рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям.
Ход занятия
I. Разгадывание кроссворда.
- Сегодня наше занятие предлагаю начать с разгадывания кроссворда.
Вопросы:
1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? 2. По ... и рана (пословица, множественное число). 3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. 4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью, леопард. Второе название этого животного. 5. Когда я черен - / Я куслив и проворен, / А лишь покраснею, / Так и присмирею (множественное число). 6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. 7. Без ... разум туп. (Пословица.) 8. Она всех кормит, поит, носит. 9. Живет в лесу, / Ухает, как разбойник, / Люди его боятся, / А он людей боится. 10. Выпуча глаза сидит, / По-французски говорит, / По-блошьи прыгает, / По-человечьи плавает (детеныш). 11. Кто ни разу шага не сделал? 12. Трав копытами касаясь, / Ходит по лесу красавец. / Ходит смело и легко, / Рога раскинув широко (множественное число). 13. В синей чашке алый мяч, / Он и светел и горяч.
- Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках.
(Михаил Пришвин.)
- Как вы думаете, по какому принципу составлен кроссворд? (Это все названия рассказов.)
- Верно, но некоторые из названий нужно уточнить. Под номером семь: память чья? (Беличья.)
- Под номером тринадцать: узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)
П. Рассказ о писателе.
Рассказывает ученик или сам учитель на фоне звучащей музыки.
III. Конкурс.
- А сейчас, ребята, предлагаю вам конкурс на лучших знато
ков произведений М. М. Пришвина.
Учащиеся делятся на команды, придумывают названия.
1-й конкурс: «Викторина по рассказам М. М. Пришвина».
1. Назовите имя героя рассказа:
«...копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего»?
Девочка Зиночка; рассказ «Лисичкин хлеб».
2. О каких цветах идет речь:
«И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие»? (Одуванчики; рассказ «Золотой луг».)
3. О каком открытии идет речь в рассказе «Золотой луг»?
(Спать одуванчики ложились вместе с детьми и вместе
с ними вставали.)
4. Послушайте отрывок из рассказа. К кому это обращение?
«- Фру-фру! - кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
- Фру-фру!»
(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».) <
- На радостях, что улетевший на середину болота Журка вернулся, ребята стали давать ему лягушек и считать. Сколько лягушек проглотил журавль? (43.)
- О гнезде какой птицы идет речь?
«Вот ведь как у них: невитые гнезда, чуть только поцарапаны, и прямо на земле лежат яйца, чисто как на столе». (Птица чибис; рассказ «Пуговка».)
7. Вспомните рассказ «Изобретатель». Кого Пришвин так
называет и почему? (Утенка; он придумал, как по спине утки
выбираться из глубокой корзины.)
- Одна из уток в рассказе «Изобретатель» отказалась сидеть на яйцах. Кого посадили вместо нее? (Курицу по кличке Пиковая Дама.)
- За что курицу прозвали Пиковая Дама? (За клюв-пику.)
10. Вспомните рассказ «Ребята и утята». Куда шла утка
с утятами? (Из леса к озеру, в обход деревни.)
- Почему утка оказалась в лесу? (Весной озеро далеко разливалось, сухое место для гнезда нашлось в болотистом лесу.)
- Как шли утка и утята в открытых для глаз человека, лисицы или ястреба местах? (Утка шла позади утят, чтобы не выпускать их из виду.)
- Чем ловили утят? (Шапками.)
- Вспомните рассказ «Еж». Зачем автор принес домой ежа? (Ловить мышей.)
- Из чего еж устроил себе гнездо? (Из газеты.)
- Кого Пришвин назвал птичьим чертом? (Филина.)
- О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»? (О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)
- Кроме Лимона, в доме жили и другие животные. Какие? (Пес Нелли и гончая собака Трубач, кот Мишка, грач, ежик, баран Борис.)
- Как известно, Лимон властвовал в доме и тиранил дружных между собой зверей. Как решили проучить забияку? (Лимона посадили в шляпу.)
20. Как менялись клички у спаниеля с английской кличкой Джимми? (Сначала Джимми превратили в арабского Джина, а когда этот Джин засел верхом на утку и начал ее жать -в Жима, а потом Жим получил кличку Сват; рассказ «Сват».)
2-й конкурс: «Назовитерассказ».
Участники команд обмениваются нарисованными заранее иллюстрациями к рассказам М. М. Пришвина.
Задача соперников - по иллюстрации определить рассказ.
3-й конкурс: «Знатоки природы».
- Я приготовила вам вопросы, а ответы на них, конечно же,
в книгах М. М. Пришвина.
Вопрос 1. Всем известно, что есть птицы, которых можно научить говорить. Это попугаи.
А можно ли научить хоть что-то говорить грача?
(Да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетал к окну, а Пришвин спрашивал его: «Кашки хочешь, дурашка?» Очень ему хотелось, чтобы грачонок ответил ему: «Хочу».
Но вот случилась беда: воры обчистили, остатки крупы выгребли. Так и лег спать голодным. Утром в окошко постучали: прилетел грач. Хотел автор его поймать, а он залетел на самую верхушку дерева, смотрит сверху и говорит:
- Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?)
Вопрос 2. Бывает жаркий день. Представьте, что вы долго бродите по лесу и вам захотелось пить. До ручья далеко. Как же напиться в такой ситуации?
(В рассказе «Старый гриб» автор делится, как он попил-таки воды в такой ситуации: «Мне открылась поляна в лесу,
посредине ее две березы, под березами - пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой». Так он и попил воды вместе с птицами.)
Вопрос 3 . Весной, после пробуждения, барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи воды не располагают аккуратного зверя к дальним прогулкам. Нор нарыто барсуками множество. Внимание: вопрос! Зачем барсукам столько нор?
(Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев-барсуков.)
Вопрос 4. По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе?
(По сильному и неприятному запаху.)
Вопрос 5. Волк - опасный хищник. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнезда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Часто волки нападают на домашних животных.
Внимание: вопрос! А возможно ли такое, чтобы волки напали на медведя?
(Да, мы читали об этом в рассказе «Белый ожерелок». Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз видит в окошко - бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Он, мишка этот, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился. Старик, поняв это дело, снял винтовку со стены и говорит:
- Миша, Миша, подержи!
Старик застрелил трех волков. Только после этого волки разбежались. А медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же старик на этого медведя надел белый оже-релок и всем охотникам наказал, чтобы медведя этого никто не стрелял.)
Вопрос 6. Может ли быть, чтобы полевая птица жаворонок стала бы бегать по лесу?
(Да, возможно. В рассказе «Ястреб и жаворонок» говорится об этом. Таким образом жаворонок спасался от ястреба. Защиту нашел у людей.)
IV. Работа с выставкой книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Язык братьев наших меньших в рассказах М.М. Пришвина
В данной презентации размещена исследовательская работа учеников на тему "Язык братьев наших меньших в рассказах М.М. Пришвина". Целью данной работы было изучить и познать тайны языка животных через р...
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина"
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина". 2-3 класс. Выдаётся за 1-2 недели до урока, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....
Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)
Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....
Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».
Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина»....
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»...
Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ рассказа М.М. Пришвина "Выскочка" (УМК "Школа России, 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев.Планируемые результатыПредметные: уметь анализировать содержание произведения; уметь бегло и вы...
УМК «Школа России» Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс, по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»
УМК «Школа России»Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс,по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»...