Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению на тему

Скрипкина Елена Павловна

Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • учить выражать свои мысли, чувства, настроение;
  • вызвать у учащихся интерес к книгам М. Пришвина;
  • воспитывать правильное отношение к природе, животному миру, родному краю;
  • прививать любовь и интерес к чтению, книгам.

Оборудование:

  • Выставка книг М.М. Пришвина.
  • Выставка рисунков детей на тему «Моя Родина».
  • Портрет писателя.
  • Рассказ Пришвина «Моя Родина».
  • Толковый словарь русского языка.
  • Грамзапись «Наедине с природой».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение детьми стихотворений о природе.

- Благодарю вас за то удовольствие, которое вы нам доставили своим чтением.

3. Тренировочные упражнения (звуковая разминка).

1)Чтение согласных по тренировочной таблице.

2)Игра “Скороговорка”

Три сороки-тараторки 
Тараторили на горке.

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

3)Игра “Читайте быстро целыми словами” (на доске слова).

Молоко здоровье

Солнце сокровища

Пенка природа

Родина

Ребята записывают слова, которые запомнили, после того, как их закроет учитель. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов.

- Эти слова вам встретятся в нашем произведении, и мы потренировались в их правильном прочтении.

4. Подготовительная работа.

1) Введение в тему

Читаю стихотворение наизусть.

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось: всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала об этом нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

- Ребята, а вы точно знаете свой адрес, по которому вы живете?

- Назовите его!

Спрашиваю по очереди у детей номер их дома, название улицы, района, села, в котором они живут, в какой стране оно находится.

- Кто знает, на какой планете мы живём?

- Как вы понимаете смысл слова “Родина?”

- Да, Родина – это место, где человек родился и вырос.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М. Пришвина “Моя Родина”, но прежде давайте посмотрим в толковом словаре значение слова Родина.

Родина – место рождения, страна в которой живёт человек, к населению которой он принадлежит; отечество.

Запись на доске

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина (К. Ушинский).

2) Рассказ о писателе (рассказывает ученик).

Родился М. М. Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Пришвин оканчивает университет и становится агрономом. Но к тридцати годам он твёрдо решил стать писателем. Его первая книга называлась “В краю непуганых птиц”. Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. Он с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.

- Итак, Пришвин мастерски описывал природу и интересное происходящее в ней. Давайте послушаем его рассказ.

5.Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась!

Подтянулась ! Улыбнулась!

Раз!- росой она умылась!

Два!- изящно покружилась!

Три!- нагнулась и присела

На четыре!- улетела!

6. Изучение новой темы.

1) Работа с книгой.- Ребята возьмите книгу, откройте её оглавление, найдите страницу, на которой находится рассказ «Моя Родина».

2) Чтение рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина» (читают хорошо читающие ученики).

3) Словарная работа.

- В рассказе нам встретилось такое выражение.

… кладовая солнца с великими сокровищами жизни… (запись на доске)

Кладовая – это место где хранят запасы.

По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни. То, что так необходимо человеку для жизни.

4) Самостоятельная работа.

Повторное чтение рассказа. (Жужжащее чтение)

Дополнительное задание для сильных учащихся: составить вопросы по содержанию.

5) Выборочное чтение.

- Какое угощение решило жизнь автора в хорошую сторону?

- Какая привычка появилась у Пришвина?

- Куда уходил автор после чаю?

- В чём заключалась его охота?

- С чем автор сравнивает природу?

- К чему автор призывает вас? - Какая главная мысль этого рассказа? (Охранять природу – значит охранять Родину)- запись на доске.

- Я думаю, что эти слова Пришвина очень подходят к нашему сегодняшнему уроку. Пришвин умел слушать природу, наслаждаться ею.

- Давайте сейчас и мы с вами послушаем голоса природы. Побудем наедине с ней.

7.Физминутка(Слушание грам. записи)

8.Анализ текста.

- О каких детских воспоминаниях рассказал Пришвина?

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

-Почему писатель назвал своё произведение «Моя Родина»?

- Как писатель обращается к вам?

- Чтение двух последних абзацев комбинировано, в парах.

9. Работа с выставкой рисунков на тему «Моя Родина».

10. Итог урока.

- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина ? (рождение-родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, безродный)

11. Работа с выставкой книг М.М. Пришвина.

Д/з: прочитать рассказ М.М. Пришвина

Дополнительно: тестирование-

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

Слова учителя

- В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом“Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись они же тебе сродни ...”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Пришвин "Моя Родина".

Урок по программе Климановой расчитан на детей с ОВЗ 7 вида....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Открытый урок по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Разработка урока по литературному чтению. + приложение (материал для опережающего задания )...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. План...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 1 классе. Содержание: повторение+биография А.С. Пушкина....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина»

Методическая разработка урокапо литературному чтению на тему:М. Пришвин «Моя Родина» Предмет: литературное чтениеКласс: 3Учитель : Тимофеева Лариса ВитальевнаТема урока: М. М. Пр...