Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина»
методическая разработка по чтению

Тимофеева Лариса Витальевна

Методическая разработка урока

по литературному чтению на тему:

М. Пришвин «Моя Родина»

 

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Учитель : Тимофеева Лариса Витальевна

Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»

УМК: «Школа России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей учащихся, развитие критического мышления.

Задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.prishvin_.moya_rodina.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению на тему:

М. Пришвин «Моя Родина»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Учитель : Тимофеева Лариса Витальевна

Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»

УМК: «Школа России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей учащихся, развитие критического мышления.

Задачи:

  • познакомить с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»;
  • совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом;
  • обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
  • формировать умение работать с текстом произведения;
  • развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения;
  • воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

Познавательные УУД:

  • развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь; самостоятельно извлекать нужную информацию по теме; умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.

 Формы организации познавательной деятельности

- фронтальная

- парная

-коллективная

- индивидуальная.

Технологии: технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ.

Межпредметные связи: окружающий мир.русский язык

Оборудование: учебник, раздаточный материал-ИКС, наглядный материал, презентация , картинка «Береза» (для рефлексии),выставка книг М. Пришвина, учебник, компьютер, проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что

он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность

выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Константин Паустовский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

(Мотивация к учебной деятельности.Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.)

Ребята,сейчас мы вместе  сочиним урок!

 Я хочу начать урок со слов одного французского писателя-философа Д.Дидро « Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Согласны вы с этими высказыванием?

-Действительно,люди ,которые много читают, много знают, умеют мыслить,рассуждать.

-Как вы думаете,для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Прочитайте высказывание выразительно.

Думаешь - чудеса далеко.

А они тут - рядом!

-Покажите мне свои ладошки. Я буду называть некоторые чудеса и если вы с ними знакомы, то загибаете пальчики на руке ,начиная с мизинца :

- Солнце всходит, капелька росы на листочке, цветок на лугу, радуга на небе.

Остался один пальчик – это каждый из вас и  он указывает на то,что вы будете работать «Вот так!!!»

- А теперь прижмите  большой пальчик к остальным и скажите как назвать то ,что я произносила ранее одним словом?(природа)

-А теперь раскройте ладошки и держите это слово ласково и нежно ,как что-то дорогое и родное. Хорошо!

- Я вам желаю на уроке сделать какое-то маленькое открытие.

читают

высказывают свои мысли

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе .

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

2

Актуализация знаний, антиципация чтения, выявление  темы, постановка целей урока.

Этап I:  работа с текстом до чтения:

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте содержание и прочитайте название раздела («Люби живое»).

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

-Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные)

-А как назвать одним словом растения ,животные?( природа)

 А что значит любить ? (заботиться, не обижать, не вредить, охранять.)

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Кто он- пока тайна. (ПАУЗА)

- А начнём изучать раздел мы с удивительного произведения.

- А вот какое это произведение вы узнаете ,послушав стихотворение .Я начну читать строки , а вы продолжите.

                 ***

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это...                                  Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это ...                                 Родина моя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже  ...Родина!

- Догадались?  О чем будет новое произведение? (О Родине)

-Что такое Родина?

- Словарь Ожегова дает объяснение  слову Родина. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

-А какая бывает Родина ?(большая и малая)

-Как вы понимаете «большая Родина»? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)

-А «малая родина»? (Место, где мы родились, где живут наши родители, наш посёлок, улица, дом.)

- Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине? Об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?

-Может быть, прочитав и проанализировав произведение, мы поймём, о какой Родине идёт речь. Согласны?

- Итак, мы будем читать произведение о Родине. Оно так и будет называться "Моя Родина".

- Кто же автор этого произведения о Родине?

-- А автора, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.

7

4

*

5

*

6

2

3

1

Н

Ш

*

В

*

И

Р

И

П

– Итак, с творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня?(Пришвин)

-Название произведения мы знаем, автора – знаем. Но, любая работа принесёт результат, если поставлена цель.

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Используя опорные фразы определите цели урока:

Мы познакомимся …. (с биографией автора)

Мы узнаем …..(жанр произведения)

Мы уточним ….(о какой родине произведение)

Мы будем учиться …. (читать)

-Давайте вспомним, как мы обычно работаем с текстом?

Что мы делаем обычно?

  1. Прочитаем.
  2. Разделим на смысловые части.
  3. Озаглавливаем каждую часть. Получается план.
  4. Попутно объясняем смысл непонятных слов, встречающихся в тексте.
  5. Определяем главную мысль.
  6. Делаем определённые выводы.

О родине, о природе , о России.

Начинаем составлять кластер.



Место где ты родился.

О Родине Отечество. Россия

Любит.

Каждый должен любить и беречь свою родину)

(Предположения детей)

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

4

Открытие новых знаний

Этап II: Открытие новых знаний.

1. Знакомство с писателем.

Самостоятельная работа в парах

Найдите в тексте ответы на вопросы и подчеркните опорные слова в  тексте

-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете  из произведения « Моя Родина»

-Как вы думаете, о чём оно?.

-Давайте проверим. Слушайте внимательно, следи.Если встретятся непонятные слова, запомните, мы разберём их после прочтения.

Этап II1: работа с текстом во время чтения

- Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ? Конечно, не легко. Писатели всё обдумывают. долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись.

 - Запишем название произведения и автора в маршрутный лист.

"Моя Родина" М. М. Пришвин.

Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись. Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель.

  • Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)
  • Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)
  • Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?

Рассказ такого вида является очерком.

Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены.

- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк.(Возьмите карандаши, чтобы делать пометки).

1) Часть 1

Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. можно обратиться к тексту.

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)

- Когда вставала мама? (рано, до солнца)

- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)

- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)

Я покажу вамэтот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.

- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

 - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано.)

- Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?

- Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.

- Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №2.

Часть 2.

2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают попозже,ведь у них не было такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой.) 

- Какая мысль появилась у автора? О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром, вместе с солнцем.

- Догадались почему автор вставал рано?

ВЫВОД:Он очень любил природу, любил наблюдать , как она пробуждается.
- Как вы думаете какой совет даёт нам автор?

(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)

- Как можно озаглавить эту часть?Вставать с солнцем(всегда).Хорошая привычка.

Запишите в маршрутный лист около цифры 2.

Часть 3.

3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту"   до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

-Почему автор в конце поставил троеточие? (Он заинтриговал нас, но не объяснил, что значит в его понимании охота)

- Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть? Запись в маршрутный лист3 пункт плана

Находки.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть то, чего возможно никто не видел?Он, возможно, увидел, ОТКРЫЛ это ПЕРВЫЙ. Такого человека можно назвать… первооткрывателем. Читайте качество и говорите нужно оно или нет.

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрыйпервооткрыватель

жестокий

внимательный

Часть 4

4) Чтение следующей части учащимися ПРО СЕБЯ (до конца).

-Читаете с карандашом в руках, делая пометке на листе ,обозначенном зелёным маркером.

- Проверим, как вы поработали.

- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

-Как он называет Вас? (хозяевами природы)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).

- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

(Кладовая солнца – это вся природа).

- Так что хранится в кладовой у СОЛНЦА? Прочитайте. Что вы вставили? (ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА ЖИЗНИ)

- Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова?(Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле, иногда в переносном, например, мама к вам обращается – Ты моё сокровище. Она вас любит, вы для неё очень дороги.)

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…)

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

Посмотрите на экран. (Несколько слайдов в погубленной природой)

- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)

- Как можно  озаглавить4 часть?

Работа в листах. 4.Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

Находят в тексте ответы на вопросы и подчеркивают опорные слова в  тексте, затем отвечают устно на поставленные вопросы

(коллективная работа)

Читают текст.

Подчёркивают опорные слова.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

4.

Закрепление

Этап III: работа с текстом после чтения.Обобщающая беседа

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  1. - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.
  2. Как автор относится к Родине?Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

(Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют   натуралисты.

– Какие строки этого произведения самые главные?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

 (Ибо, охраняя  природу, живое, мы охраняем  свою Родину).

- Какими являются эти слова для рассказа?

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

 (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

5

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, мы неплохо поработали.

- Подводя итог, мы составим с вами синквейн.  Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Слайд 8.

1) Одно  сущ., главное понятие темы. (Природа)

2) Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая)

3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)

4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

(Охранять природу – значит охранять родину!)

5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Все:

"Охранять природу – значит охранять родину!"

Р: самоконтроль

6

Домашнее задание:

- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания. Посмотрите, что получилось, когда мы озаглавливали каждую часть? (План)Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания.Слайд

  1. Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.
  2. Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".
  3. Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Моя Родина".
  4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края из местной газеты.

Этапы урока

Деятельность учителя

1

Самоопределение к деятельности.

(Мотивация к учебной деятельности.Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.)

Ребята,сейчас мы вместе  сочиним урок!

 Я хочу начать урок со слов одного французского писателя-философа Д.Дидро « Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Согласны вы с этими высказыванием?

-Действительно,люди ,которые много читают, много знают, умеют мыслить,рассуждать.

-Как вы думаете,для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Прочитайте высказывание выразительно.

Думаешь - чудеса далеко.

А они тут - рядом!

-Покажите мне свои ладошки. Я буду называть некоторые чудеса и если вы с ними знакомы, то загибаете пальчики на руке ,начиная с мизинца :

- Солнце всходит, капелька росы на листочке, цветок на лугу, радуга на небе.

Остался один пальчик – это каждый из вас и  он указывает на то,что вы будете работать «Вот так!!!»

- А теперь прижмите  большой пальчик к остальным и скажите как назвать то ,что я произносила ранее одним словом?(природа)

-А теперь раскройте ладошки и держите это слово ласково и нежно ,как что-то дорогое и родное. Хорошо!

- Я вам желаю на уроке сделать какое-то маленькое открытие.

2

Актуализация знаний, антиципация чтения, выявление  темы, постановка целей урока.

Этап I:  работа с текстом до чтения:

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте содержание и прочитайте название раздела («Люби живое»).

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

-Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные)

-А как назвать одним словом растения ,животные?( природа)

 А что значит любить ? (заботиться, не обижать, не вредить, охранять.)

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Кто он- пока тайна. (ПАУЗА)

- А начнём изучать раздел мы с удивительного произведения.

- А вот какое это произведение вы узнаете ,послушав стихотворение .Я начну читать строки , а вы продолжите.

                 ***

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это...                                  Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это ...                                 Родина моя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже  ...Родина!

- Догадались?  О чем будет новое произведение? (О Родине)

-Что такое Родина?

- Словарь Ожегова дает объяснение  слову Родина. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

-А какая бывает Родина ?(большая и малая)

-Как вы понимаете «большая Родина»? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)

-А «малая родина»? (Место, где мы родились, где живут наши родители, наш посёлок, улица, дом.)

- Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине? Об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?

-Может быть, прочитав и проанализировав произведение, мы поймём, о какой Родине идёт речь. Согласны?

- Итак, мы будем читать произведение о Родине. Оно так и будет называться "Моя Родина".

- Кто же автор этого произведения о Родине?

-- А автора, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.

7

4

*

5

*

6

2

3

1

Н

Ш

*

В

*

И

Р

И

П

– Итак, с творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня?(Пришвин)

-Название произведения мы знаем, автора – знаем. Но, любая работа принесёт результат, если поставлена цель.

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Используя опорные фразы определите цели урока:

Мы познакомимся …. (с биографией автора)

Мы узнаем …..(жанр произведения)

Мы уточним ….(о какой родине произведение)

Мы будем учиться …. (читать)

-Давайте вспомним, как мы обычно работаем с текстом?

Что мы делаем обычно?

  1. Прочитаем.
  2. Разделим на смысловые части.
  3. Озаглавливаем каждую часть. Получается план.
  4. Попутно объясняем смысл непонятных слов, встречающихся в тексте.
  5. Определяем главную мысль.
  6. Делаем определённые выводы.

4

Открытие новых знаний

Этап II: Открытие новых знаний.

1. Знакомство с писателем.

Самостоятельная работа в парах

Найдите в тексте ответы на вопросы и подчеркните опорные слова в  тексте

-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете  из произведения « Моя Родина»

-Как вы думаете, о чём оно?.

-Давайте проверим. Слушайте внимательно, следи.Если встретятся непонятные слова, запомните, мы разберём их после прочтения.

Этап II1: работа с текстом во время чтения

- Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ? Конечно, не легко. Писатели всё обдумывают. долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись.

 - Запишем название произведения и автора в маршрутный лист.

"Моя Родина" М. М. Пришвин.

Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись. Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель.

  • Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)
  • Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)
  • Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?

Рассказ такого вида является очерком.

Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены.

- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк.(Возьмите карандаши, чтобы делать пометки).

1) Часть 1

Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. можно обратиться к тексту.

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)

- Когда вставала мама? (рано, до солнца)

- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)

- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)

Я покажу вамэтот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.

- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

 - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано.)

- Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?

- Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.

- Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №2.

Часть 2.

2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают попозже,ведь у них не было такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой.) 

- Какая мысль появилась у автора? О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром, вместе с солнцем.

- Догадались почему автор вставал рано?

ВЫВОД:Он очень любил природу, любил наблюдать , как она пробуждается.
- Как вы думаете какой совет даёт нам автор?

(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)

- Как можно озаглавить эту часть?Вставать с солнцем(всегда).Хорошая привычка.

Запишите в маршрутный лист около цифры 2.

Часть 3.

3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту"   до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

-Почему автор в конце поставил троеточие? (Он заинтриговал нас, но не объяснил, что значит в его понимании охота)

- Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть? Запись в маршрутный лист3 пункт плана

Находки.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть то, чего возможно никто не видел?Он, возможно, увидел, ОТКРЫЛ это ПЕРВЫЙ. Такого человека можно назвать… первооткрывателем. Читайте качество и говорите нужно оно или нет.

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрыйпервооткрыватель

жестокий

внимательный

Часть 4

4) Чтение следующей части учащимися ПРО СЕБЯ (до конца).

-Читаете с карандашом в руках, делая пометке на листе ,обозначенном зелёным маркером.

- Проверим, как вы поработали.

- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

-Как он называет Вас? (хозяевами природы)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).

- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

(Кладовая солнца – это вся природа).

- Так что хранится в кладовой у СОЛНЦА? Прочитайте. Что вы вставили? (ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА ЖИЗНИ)

- Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова?(Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле, иногда в переносном, например, мама к вам обращается – Ты моё сокровище. Она вас любит, вы для неё очень дороги.)

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…)

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

Посмотрите на экран. (Несколько слайдов в погубленной природой)

- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)

- Как можно  озаглавить4 часть?

Работа в листах. 4.Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

4.

Закрепление

Этап III: работа с текстом после чтения.Обобщающая беседа

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  1. - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.
  2. Как автор относится к Родине?Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

(Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют   натуралисты.

– Какие строки этого произведения самые главные?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

 (Ибо, охраняя  природу, живое, мы охраняем  свою Родину).

- Какими являются эти слова для рассказа?

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

 (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)

5

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, мы неплохо поработали.

- Подводя итог, мы составим с вами синквейн.  Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Слайд 8.

1) Одно  сущ., главное понятие темы. (Природа)

2) Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая)

3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)

4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

(Охранять природу – значит охранять родину!)

5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Все:

"Охранять природу – значит охранять родину!"

6

Домашнее задание:

- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания. Посмотрите, что получилось, когда мы озаглавливали каждую часть? (План)Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания.Слайд

  1. Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.
  2. Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".
  3. Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Моя Родина".
  4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края из местной газеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...