Главные вкладки

    Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Бондаренко Ирина Васильевна

    Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Соблюдены все основные этапы урока чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie.docx28.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.  

    УМК «Школа России»
    Тип урока: урок- исследование

    Краткое описание: Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Соблюдены все основные этапы урока чтения.

    Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.

    Задачи: Предметные:

    - умение прогнозировать содержание по названию произведения;

    - умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

    -умение определять основную мысль;

    -умение определять жанр произведения;

    -умение составлять план произведения;

    -умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

    Личностные УУД:  

    -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

    -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    Регулятивные УУД:

    -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

    -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

    Познавательные УУД:

    - рациональное использование  учебной и дополнительной информации для создания личной

    траектории изучения поэтического произведения;

    -умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

     Коммуникативные УУД:

    -оформление своих  мыслей в устной речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций;

    -чтение  вслух и про себя стихотворного  текста , понимание прочитанного;

    -выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

    -отстаивать свою точку зрения ,соблюдая  правила речевого этикета;

    -критично относиться к своему мнению;

    -понимать точку зрения  другого человека 

    Оборудование:

    Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

    Презентация.

    ХОД УРОКА.

    I.Организационный момент.

    -Ребята, настроимся на работу, чтобы наш урок был успешным.. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

    -На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

    -На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

    -На уроке наша голова хорошо …думает.

    -И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

    II..Актуализация знаний

    -Вспомните и ответьте:

    -Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)

    -О чём рассказывают произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

    -О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)

    -Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)

     – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

    — Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

    -К сегодняшнему уроку вы готовили вопросы по содержанию. (Взаимоопрос учащихся).

    -Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? ( Да, это видно из слов мальчика о своей маме)
    - Выберите пословицу, которая в полной мере отражает основную мысль рассказа. Объясните свой выбор.
    Материнская ласка конца не знает.
    Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
    Родную мать ни кем не заменишь.
    Мала пташка и та свое гнездо бережёт

    III.Самоопределение к деятельности.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом раздела «Люби живое».

    Слайд1-Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.)На слайде только фото и годы жизни) 

    - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

    Слайд2Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

    Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1 декабря 1913, Нью-Йорк - 6 мая 1972, Москва) - русский советский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.

    -Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке . Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Слайд3

    Неску́чный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка культуры и отдыха им. Горького. Площадь - около 59,3 га.

    -Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ. Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы ( так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием«Денискины рассказы». С некоторыми из его рассказов мы уже знакомились ранее. Вспомнить их название.

    IVРабота над новым материалом.

    -Рассказ Драгунского, с который мы будем знакомиться, называется «Он живой и светится….».Внимательно будете слушать аудиозапись .

    Беседа

     1. Назовите главных героев рассказа? (Денис и Миша)
    2. Кто из них вам больше понравился? Почему?
    3. Почему рассказ так называется? (Это рассказ о светлячке)
    -
    Верно/Я думаю, у вас все таки возник вопрос, как получилось, что Денис решился поменять такой ценный подарок папы на какого то светлячка?

    - Что вы знаете о светлячках? Удивительно, но светлячки – это обыкновенные жуки. На сегодняшний день известно около 2000 видов светящихся насекомых. , чаще всего окрашены неброско – в коричневые тона. Откуда же свет? У каждого светляка на брюшке имеются специальные клетки – фотоциты. В этих клетках происходит химическая реакция между двумя соединениями, в результате которой образуется свечение. А распространяется свет на столь далекие расстояния благодаря тому, что под слоем фотоцитов находится своеобразный отражатель света – слой белых клеток.

    V.Постановка проблемы 

    -Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?
    -И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор .- -В рассказе встретились такие словарные слова:

    Слайд

    Словарная работа:

    Брынза-сыр из овечьего молока.

    Моментально-мгновенно, очень быстро.

    Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

    Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

    1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»

    -Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?

    -А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

    -Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

    2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её - сказал Мишка , тогда увидишь»

    -О чём говорили мальчики?

    -По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный? 

    -Каким был Мишка?  (Завистливым настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)

    - Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

    - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

    - Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

    -Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски)

    3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»

     – О чём говорится в этой  части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

    -Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

    - Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

    - Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

    4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.

    -Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?

    -А какие эмоции испытала мама при виде светлячка (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

    -Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете"

    VI. Рефлексия. Подведение итогов.

    - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

    Слайд Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

    -Возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Мнения учащихся.- Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.  Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

    - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

    - Ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

    VII Оценка работы класса.

    VIII. Домашнее задание.- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по плану.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")

    Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...

    Конспект урока по литературному чтению В.Ю.Драгунский "Он живой и светится"

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки герое...

    Конспект к уроку литературного чтения "Пересказ. В.Драгунский «Он живой и светится»

    Тема: Пересказ.В.Драгунский «Он живой и светится»Цель: познакомить учащихся с произведением В. Драгунского «Он живой и светится»...

    Конспект урока по литературному чтению "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»" 3 класс УМК "школа России"

    Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цель: ознакомление учащихся с произведением В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»; формирование у младших шк...