Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Кашапова Ирина Кималовна

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dragunskiy_2_urok.doc62 КБ
Office presentation icon dragunskiy.ppt1.77 МБ
Microsoft Office document icon dragunskiy_1_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

Челябинск, 2016

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение
Класс:
3

Тема урока: «В.Ю. Драгунский Он живой и светится. Закрепление»
Цели урока:  - продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского;

-  развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая  характеристику героев, их взаимоотношений;
- продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными   людьми.

Планируемые результаты:

  • личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Формировать умение планировать свою деятельность; оформление своих  мыслей в устной речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций;
  • предметные: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;
  • Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013, проектор, презентация к уроку.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1-2

- Здравствуйте, ребята!

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

- Желаю всем хорошего настроения.

Приветствовать;

Слушать;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: работа со слайдом

Практич: рассказ об авторе;

3-4

9-10

- По какому разделу мы продолжаем с вами работать? («Люби живое»).

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (о взаимоотношениях детей и животных.)

– На прошлом уроке мы познакомились с одним из таких произведений, которое называется …? (“Он живой и светится”).

– Ой, ребята. Я забыла в названии темы урока указать автора произведения. Нужно срочно исправить. Напомните, кто автор произведения “ Он живой и светится”? (Виктор Драгунский.) Правильно ли вы ответили, узнаем после того, как выполним  задание Слайд№1. Найти не повторяющиеся буквы и  сложить из них фамилию. (Драгунский).

 – Что вы знаете о писателе? (Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады веселые юмористические рассказы, написал 90 рассказов.)

- Его девиз (слайд №2)

- Итак, какова тема нашего урока? (слайд №3)

Тема урока: В. Драгунский “Он живой и светится”.

- Какие поставим перед собой задачи: (Будем учиться работать с текстом, давать характеристику героям, рассуждать о прочитанном произведении, развивать устную речь Слайд №4). Хорошо.

Отвечать на вопросы;

Вспоминать произведение, с которым познакомились на прошлом уроке;

Составлять фамилию и им автора из букв на слайде;

Рассказывать об авторе;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

К:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.

3.

Решение частных задач.

Практич.: пересказ

Словесн.: ответы на вопросы;

2-3

- Итак, кто желает пересказать этот рассказ?

-  Чтобы реализовать задачи урока, мы по ходу урока будем называть приемы, которые использует автор, чтобы описать главного героя.

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.)

– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?

– А этот рассказ? (Смешной и немножко грустный.)

– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? (Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения.)

Пересказывать;

Рассматривать таблицу;

Определять жанр;

Отвечать на вопросы;

Высказывать своё мнение;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Практич.: разгадывание кроссворда

6-7

– Какие черты характера присущи главному герою? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание рассказа и заполним кроссворд. (слайд №5)

1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.)

2. В какое время суток происходили события? (Вечер.)

3. Назовите друга Дениски. (Мишка.)

4. Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.)

5. На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)

- Молодцы.

Разгадывать и заполнять кроссворд;

Отвечать на вопросы;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

Словесн.: характеристика героя

Практич.: выборочное чтение;

Практич.: подчёркивание строк

2-3

9-10

- Ребята, Сколько лет было Дениске? (Дошкольник – 5–6 лет.) О какой черте характера Дениски это говорит? (Наивный.)

- Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Многоточие.)

- О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)

- Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в момент разговора мальчиков? (Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)

- Хорошо.

- Ребята, сейчас вы можете увидеть как выглядит светлячок. (слайд №6).

- Ребята, а сейчас найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? (Описание светлячка из учебника.)

- Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк? (Как автор называет светлячка? (Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.) Работа слабых детей по карточке.

Прочитай. Подчеркни слова , в которых автор называет по другому светлячка.

1

…Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка….

2

..И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку…

3

– Да, сказала она, это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую цену.

Характеризовать героя;

Находить и читать необходимые отрывки;

Подчёркивать слова;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: осуществляют поиск  необходимой информации.

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: выборочное чтение;

4-5

– Почему мама назвала светлячка “ червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.) Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию.

(Загадочная, уверенная.) Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? (Сравнение.)

– Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.

– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? “Счастье, когда тебя понимают”.

– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя.

Отвечать на вопросы;

Зачитывать отрывки;

Отвечать на вопросы;

Анализировать;

Высказывать своё мнение;

П: анализировать;

4.

Рефлексия. Подведение итогов

Практич.: тест

Словесн.: ответы на вопросы;

4-5

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Проверка по тесту. (слайд №7)

– Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

-  Что хотел сказать автор читателю? (Учит взаимопониманию между родителями и детьми.) 

– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)

- Понравился ли тебе урок? Достиг ли поставленных целей?

Решать тест;

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не солнце, не огонь, а светит? 2. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонёк, Угадай, как он зовётся? Золотистый…

Слайд 2

светлячок

Слайд 3

Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З Найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию Драгунский

Слайд 4

Его девиз: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости»

Слайд 6

Цели урока : учиться работать с текстом; давать характеристику героям; рассуждать о прочитанном произведении; развивать устную речь

Слайд 8

№ Вопрос Вариант ответов 1 Жанр произведения. Сказка Стихотворение Рассказ 2 Автор. В.Драгунский Н.Носов Э.Успенский 3 Главный герой. Данька Димка Дениска 4 С чем не сравнивали светлячка ? Огонёк Звёздочка Лампочка 5 Кто подарил Дениске самосвал ? Мама Папа Бабушка 6 Какое чувство после разговора с мамой испытал Дениска ? Страх Счастье Обида Тест



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

Челябинск, 2016

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение
Класс:
3

Тема урока: «В.Ю. Драгунский Он живой и светится»
Цели урока:  - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать интерес к чтению, любовь к природе;

Планируемые результаты:

  • личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Он живой и светится»;
  • предметные: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;
  • Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013, проектор, презентация к уроку.        

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1-2

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке, мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

Приветствовать;

Слушать;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: отгадывание загадок;

Словесн.: ответы на вопросы;

Словесн.: слово учителя

2-3

- Ребята, сейчас немного разомнемся и проведём речевую разминку. Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок).

2. То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонёк,

Угадай,  как он зовётся?

Золотистый… (светлячок).

- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Ребята, Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

- Как вы думаете, почему я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете?

Случалось ли вам летним вечером, когда стемнеет увидеть где-нибудь в траве, в кустах, крохотный фонарик, который горит зеленоватым цветом? Он может гореть долго, ровно, ярко иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже рассмотреть в темноте цифры на часах.

 Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – жук. В его теле есть особые клеточки с веществом, которое светиться, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек, когда светлячок открывает их, то светиться как фонарик.

   Жуки с крыльями этот самцы их лампочки загораются очень редко и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго, освещая ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков.

- Вот такая небольшая информация.

- Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке: Виктор Юзефович Драгунский.

- Ребята, откройте учебники и посмотрите какова тема нашего урока?

(В. Драгунский, «Он живой и светится»).

Читать и отгадывать загадки;

Читать с определённой интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Слушать;

Воспринимать новую информацию;

Читать и узнавать автора произведения;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: анализировать;

Р:        самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя

9-10

- Ребята, а вы слышали о таком писателе? Знакомились с его произведениями?

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

 Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

Слушать о жизни и творчестве автора произведения;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: расширение общего кругозора учащихся;

Физминутка

2-3

Прежде чем приступить к чтению, немного прогоним усталость

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту глядим.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её,

И снова читаем. Немного ещё.

Выполнять разминку;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Практич.: читать по цепочке

2-3

- Познакомились с жизнью и творчеством писателя, настало время познакомиться с рассказом.

- Читаем по цепочке, внимательно слушаем, друг друга и следим.

Читать по цепочке;

Слушать и следить;

П: осуществляют поиск  необходимой информации.

К: строить речевые высказывания;

Словесн.: ответы на вопросы;

Словарная работа

Практич: чтение по ролям

10

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел на песке и ждал маму?

- Расскажите, почему мальчик поменял самосвал на светлячка?

- Назовите главных героев рассказа?

-  Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Почему рассказ так называется?

- Понятен ли вам поступок мальчиков? Вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

 Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

- Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать их чувства.

 - Прочитайте конец рассказа разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика.

- Молодцы.

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Объяснять значение слов;

Читать по ролям;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Подведение итогов. Рефлексия

5-6

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам рассказ?

-Как вы расцениваете поступок Дениски?

-Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»?

 Чему научили нас авторы этих произведений? 

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Учебно – методический комплект по литературному чтению на тему: «Он живой и светится» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока и электронную презентацию по литературному чтению....