Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ти – ди - ти - мне домой идти. Ти - ди - ти - за руку его веди. Те- де- те- рыба водится в воде. Те- де- те- хорошо читайте.

    Слайд 2

    Шьелм зяем Вачр сакоыб

    Слайд 5

    Маскарад – традиция переодеваться, надевать маски.



    Предварительный просмотр:

    Тема: «С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет.»

    Цель деятельности учителя: - познакомить с произведениями С.Черного, Ф.Кривина

    Планируемые результаты:

           Предметные: 

    -знать лексическое значение слова «маскарад»;

    -знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки;

    -уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях;

    -чётко произносить шву кш при чтении стихотворения В.Лунина, правильно интонировать

    -читать по ролям

    -осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов;

    -уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.

          Личностные:

    -выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

    -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

    -проявлять фантазию и творческие способности.

     Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, 1 часть, под редакцией Л.Ф. Климановой; презентация


    Этап урока
    Методы и приемы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Словесный – слово учителя

    1 мин

    Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

    Отдых наш кончается,

    Работа начинается.

    Усердно будем мы трудиться,

    Чтобы чему-то научиться.

    Приветствовать учителя

    Настраиваться на работу

    Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    Постановка учебной задачи

    Практический – чтение стихотворений

    Словесный – строят речевое высказывание

    5 мин

    5 мин

    -Прочитайте чистоговорку:

    Ти –ди- ти- мне домой идти.

    Ти- ди- ти- за руку его веди.

    Те- де- те- рыба водится в воде.

    Те- де- те- хорошо читайте.

    -Прочтите зашифрованные слова:

    Шьелм (шмель)                  зяем (змея)

    Вачр (врач)                        сакоыб (собака)

    -Какое слово лишнее? Почему? (врач)

    -Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа)

    -Произнесите этот звук. Какой он? (гласный)

    -Как жужжит шмель? (жжж).

    -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

    -Как рычит собака? (ррр).

    - Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

    -Как шипит змея? (шшш).

    -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

    - В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

    - Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках.

    Читать чистоговорку

    Читать зашифрованные слова

    Рассуждать

    Произносить звуки

    Анализировать звуки

    Формулировать цель

    К: слушать и понимать речь других

    Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    Решение частных задач

    Словесный – слово учителя

    физминутка

    5 мин

    1 мин

    -Я вам раздала карточки, на пару. Обведите красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук.

    -Ребята, сегодня урок снова начинается с рубрики «Разноцветные страницы».

    -Вспомните, почему она так называется и какие задачи ставят перед вами авторы учебника, предлагая читать произведения из данной рубрики.

    -Сегодня вы поработаете над произведением Виктора Лунина на стр.25 в учебнике.

    -Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему можете научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (четко произносить звук ш, читать без ошибок и выразительно.)

    -Это стихотворение необычное, оно научит вас думать, размышлять над тем, что вы читаете, а также разгадывать тайны литературных произведений.(чтение стихотворения)

    -Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чем оно?

    -А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите.

    -Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого- то противоречия?

    -Может быть, здесь скрыта какая- то тайна? (автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребется, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлепанье и шуршание- все это звуки природы, которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.)

    -А теперь, ребята, читать будете вы.

    -Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (жужжащее чтение)

    -Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом поменяйтесь ролями.

    -Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям.

    (1 часть один ученик, 2 часть другой ученик)

    -Ребята, сегодня вы продолжаете изучать литературные произведения о буквах, их веселых превращениях и необычных историях, происходящих с ними.

    -Откройте стр.11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, посмотрите произведение, прочитайте задания.

    -Также посмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на стр.12-13.

    -Обратитесь к стр.3 учебника, где авторы вам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений.

    -Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т.д.)

    -Но прежде, чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся

    Поддерживать учебный диалог

    Работать с рубрикой разноцветные страницы

    Подумать над стихотворением

    Описывать возникшие образы

    Искать скрытый смысл

    Читать стихотворение

    Работать в парах

    Знакомится с авторами произведений

    Ставить задачи на урок

    К: слушать и понимать речь других

    К: знать ранее изученные правила

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

    П: анализируют объекты

    Решение частных задач

    Словесный – отвечают на вопросы

    Практический –изучение произведения

    Словесный – ответы на вопросы

    Наглядный – рассматривают картинки

    Словесный – отвечают на вопросы

    10 мин

    10 мин

    -Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой?

    -Почему, по-вашему мнению, автор так назвал свое произведение? О чем пойдет речь?

    -Теперь давайте по цепочке по предложению прочитаем это произведение.

    -Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось?

    -Кто затеял проказу, шалость?

    -Почему поэт шалость букв назвал «превеселый маскарад»?

    -Знаете ли вы значение слова маскарад?

    -Найдите новое слово в Толковом словаре. Прочитайте, что оно обозначает.

    -Расскажите своими словами, как вы поняли значение этого слова, приведите примеры.

    -Прежде чем прочитать стихотворение, необходимо выполнить задание 2 на стр. 11 учебника, оно поможет вам подготовиться к выразительному чтению.

    -Ребята, когда вы будете читать друг другу, вспомните, какие учебные задачи каждый из вас поставил для себя. Постарайтесь удерживать их в памяти и выполнять.

    -Прочитайте это стихотворение в парах, каждый по строчке.

    -Хорошо.

    Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему А поется, а Б нет.»

    -Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.

    -Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их.

    -Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки?

    -А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении.

    -Чтение учителем.

    -Понравился вам рассказ?

    -Что нового и необычного вы из него узнали?

    -Какие звуки умеют особенно красиво петь?

    -Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный)

    -Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться.

    -Как их называет писатель? (голосистые)

    -А как вы думаете, поются буквы или звуки?

    -Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.)

    -Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.

    -Ребята, кто перечитает основную часть текста?

    -Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.

    -Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.)

    -Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.)

    -Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв?

    -Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)

    -Правильно, ребята.

    Делиться собственным мнением

    Поддерживать учебный диалог

    Объяснять значение слова

    Работать в парах

    Знакомится с рассказом

    Анализировать рассказ

    Рассуждать

    Называть звуки

    Объяснять свой ответ

    Читать выборочно

    Объяснять смысл слова

    Приводить пример

    П: формулировать ответы и выводы

    П: осмысленно читают текст

    К: аргументировать свое мнение

    П: осознанно строить ответ в устной форме

    К: учитывать мнения своих одноклассников

    К: аргументировать собственное мнение

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Домашнее задание

    1 мин

     

    -Дома почитайте по ролям и выразительно рассказ Ф. Кривина не менее 5 раз.

    Записывать задание на дом

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Рефлексия

    По содержанию

    Словесный – ответы на вопросы

    2 мин

    -Вспомните задачи, которые ставились на уроке.

    -Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать.

    -Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

    -С какими впечатлениями вы уходите с урока?

    -Молодцы, вы хорошо потрудились.

    -урок окончен.

    Подводить итоги урока

    Р: осуществляют итоговый контроль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

    Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")

    Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...

    Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1 класс Школа России

    Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов  «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1  класс Школа России...

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...