Учебно-методический комплект по литературному чтению за 3 класс на тему" Саша Черный «Воробей», «Слон»"(Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Байгузина Наталья Валерьевна

Получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lit-ra.doc130.5 КБ
Office presentation icon lit-oe_chtenie-_bayguzina_n.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Орг. момент.

Словесный: слово учителя.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

1.

2

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

Речевая разминка

Для начала давайте проведем небольшую речевую разминку:

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

2. Читай громко, произноси чётко.

шаль

шарф

шнур

шум

шаг

шар

штаб

щлем

штык

штурм

шторм

штора

шутка

шубка

шорох

ворох

3. Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением (выводится на экране)

Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? (Саша Черный) А какое стихотворение читали? («Что ты тискаешь утенка?») Каким было ваше домашнее задание? (Прочитать выразительно стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон», а также выучить любое стихотворение).  Я уверена, что вы хорошо подготовили ваше домашнее задание.

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы.

Готовиться к предстоящей деятельности.

Определять цели и пути их достижения.

П:осмысленно читают текст

К:  уметь четко высказывать свои мысли;

умение слушать и слышать.

Р: принимают и

сохраняют уч. задачу

2

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практический: тренируют произношение трудных слов

Практический: тренируют произношение трудных слов

1 мин

115 мин

Повторение изученного

Ребята,   вам уже знакома фамилия Саша Черный.  Вы знакомы с некоторыми произведениями  этого писателя. 

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним (псевдоним- имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего)?

– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта.

Изучение нового материала.

         Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на странице 47 и 48, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? ( читать выразительно, анализируя текст)

Словарная работа

В стихотворении « Воробей вам встретятся  слова, которые вам могут быть не понятны  

« Воробей», но для начала давайте разберем некоторые слова, которые в нем встречаются.

(Слова по очереди появляются на слайде, я прошу объяснить значение каждого слова)

Словарно-лексическая работа

юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий;

пичужка – птичка;

вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает  печную трубу для сохранения тепла;

фурх – звук крыльев.

  • прочитайте слово про себя;
  • кто может объяснить значение ;
  • составьте предложение.

Словарно-орфоэпическая работа

Выводятся слова на слайд (воробьишко, рядышком, под вьюшкой).

Ребята, прочитайте слово

  • про себя;
  • вслух по слогам;
  •   целиком с ударением.

Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности.

Предполагать

Работать с незнакомыми словами.

Размышлять  над значением новых слов

Читать вслух и про себя.

Определять конкретный смысл понятий.

Слушать чтение.

П: строят речевое высказывание

К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р:постановка учебной задачи

П: строят речевое высказывание

П:осмысленно читают текст

П:строят речевое высказывание

3

4

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения

Словесный: ответы на вопросы

Словесный:  выразительно читают стихотворение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Словесный: слушают учителя, участие в беседе

Практический:

чтение отрывков стихотворения

Практический:

выразительно читают стихотворение

Практический: тренируют произношение трудных слов

Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения

Наглядный: просмотр иллюстрации

Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения

Практический: чтение отрывков стихотворения

Практический:  выразительно читают стихотворение

10 мин

7 мин

Чтение и первичный анализ.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Воробей», слушайте внимательно.

Ребята, так о ком же идет речь в стихотворении? (О воробье и авторе) Какой рассказ напоминает вам стихотворении? («Растрепанный воробей», К. Г. Паустовский) Что общего? (в обоих произведениях присутствуют: главный герой воробей, 2 героя( ворона, воробей), воробей голодный, хорошее отношение автора к воробью)

Перечитайте первые 4 строчки стихотворения, каким вы представляете себе воробья?  (Воробей маленький, серенький, быстрый, забавный).

- Какие эпитеты вам помогли (серый, юркий и сравнение «словно мышка»)?

- Как вы понимаете слово глазки-бисер? (Глазки маленькие, черненькие, как бусинки)

- Какое время года описано в стихотворении? (Зима) Подтвердите строками из стихотворения (Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.).

- Кто наблюдает за воробьем? (Автор стихотворения) Почему воробушек прыгает рядом с автором? (Автор подкармливает воробья) Подтвердите строками из стихотворения ( Прыгай, прыгай, я не трону- \\Видишь хлебца накрошил…).

-Кто еще прилетел к автору (Ворона)? Найдите  и зачитайте в тексте.

-Что значит «двинуть клювом»? (Оттолкнуть, прогнать)  

-Почему автор так говорит? (Он не хочет кормить ворону)

-Как автор называет воробья (Воробьишко) ?

-Прочитайте 2строфу. Найдите, как автор относится к воробью? (С жалостью, он пытается его накормить) А вы подкармливаете зимующих птиц? Как вы думаете, нужно ли нам заботиться о птицах? Нужна ли им  наша помощь? (Да,  т.к. птицам сложно добывать себе корм. Особенно зимой, мы должны им помогать, например строить кормушки)

- Найдите в тексте, о чем мечтает автор? (Он хочет подружиться с воробьем, жить вместе с ним и учить его азбуке)

- Прочитайте последнею строфу. Почему автор называет воробья «нахалом»?

-Почему воробей удрал от автора (автор хотел поймать его)? Как вы догадались (Ближе, ну еще немножко… Фурх! Удрал… Какой нахал!\\ Cъел все зёрна, все крошки  И спасибо не сказал.) ?

-Почему два многоточия? Как нужно читать (сначала автор затаил дыхание, что вот, вот он его поймает, но тут он улетел, у автора обида на воробья)?

-Прочитайте последние 2 строчки. Как вы думаете, с каким настроением нужно читать (обидой)?

-А все стихотворение тоже будем читать с обидой? Почему?

-Теперь прочитайте друг другу в парах, передавая чувства автора к воробью, и оцените чтение своего соседа.

-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно на оценку? (2-3 человека)

Анализ чтения.

1. Ударение в слове;

2. Логическое ударение;

3. Паузы: (короткая, средняя, длительная.);

4. Движение голоса по звукам разной высоты.

Чтение и первичный анализ.

Давайте перейдем к следующему стихотворению, и называется оно «Слон».

Словарная работа

Словарно-лексическая работа

Ребята, как вы думаете, что значит это слово «Клетушка»? (Маленькая клетка) От какого слова оно образовалось? (Клетка)

Клетушка – маленькая клетка.

  • прочитайте слово про себя;
  • кто может объяснить значение ;
  • составьте предложение.

Словарно-орфоэпическая работа

На слайде слово «потаскать».

Ребята, прочитайте слово

  • про себя;
  • вслух по слогам;
  • целиком с ударением.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Слон», а вы слушайте внимательно.

Что заинтересовало мальчика, который пришел в зоопарк? (Почему слон качает головой)

Как объяснил это слон? Найдите строчки в стихотворении.

Может ли мальчик помочь слону? Чем? Подтвердите текстом (Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему, развеселить, поддержать  – предлагает игрушку)

Помог ли слону мальчик? (Да, на время слону станет веселее, но потом он снова будет грустить и качать головой)

Почему слон грустит? ( Он скучает по своей семье, по своему месту обитания)

Где слон хотел бы быть? (На воле)

Работа с иллюстрацией, анализ).

Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что необычного в изображении слона? (Он «поливает» себя из хобота песком) А чем обычно поливают себя слоны? (Водой, они любят принимать такие ванны) А где живут слоны? (Слоны живут там, где влажно и тепло)

Давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям. Каким тоном мы будем читать стихотворение за мальчика?  за слона? Серьезным или шутливым? Почему? (Серьезным, потому что в стихотворении рассказывается о том, что слону грустно, а мальчик пытается помочь ему, мальчику жалко слона)

Читаем стихотворение по ролям в парах, затем кто-то прочитает стихотворение вслух всему классу.

Анализ чтения.

1. Ударение в слове;

2. Логическое ударение;

3. Паузы: (короткая, средняя, длительная.);

4. Движение голоса по звукам разной высоты.

- На дом вам было задано выучить одно из стихотворений. Кто выучил стих « Воробей?» Кто выучил стихотворение «Слон»?

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Характеризовать героя, выборочное чтение

Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению

Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению

Характеризовать героя, выборочное чтение

Делать вывод по стихотворению.

Читать выразительно.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Готовиться к предстоящей деятельности.

Предполагать

Работать с незнакомыми словами.

Читать вслух и про себя.

Слушать чтение.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Характеризовать героя, выборочное чтение

Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению

Рассматривать иллюстрацию и соотносить с текстом.

Читать выразительно.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Рассказывать стих наизусть.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

Псмысленно читают худож. Т

П: строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

Псмысленно читают худож. Т

К: контролируют действия партнера

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож. Т

П: строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

Псмысленно читают худож. Т

К: контролируют действия партнера

П: осмысленно рассказывают худож. Т

4

5

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5 мин

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!

А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

Р: осуществляют итоговый контроль

6

Домашнее задание

1 мин

Записываем задание на дом стр.47,48 читать выразительно.

Записывать дом.задание

К:- умение слушать и слышать.

Школа: 152                                                                                                                                                                       Учитель: Ходыкина М. Ю.

Класс: 3 «б»                                                                                                                                                                 Методист: Астахова А. А.

Кабинет: 214                                                                                                                          Студентка: Байгузина Наталья
Дата: 10.02.15.                                                                        

                                                                   

Конспект урока литературного чтения

Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон»

Цели деятельности учителя: продолжать формирование навыков выразительного чтения  стихов Саши Черного «Воробей» и «Слон»; формировать умение анализировать стихотворение; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему.

Планируемые результаты: 

  • Личностные: проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; умение сотрудничать со сверстниками, уметь оказывать помощь; умение  проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Предметные: получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч 2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и д.р). -М.:Просвещение,  2012., презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Саша Черный «Воробей», «Слон»

Слайд 2

Учись отчётливо произносить звуки Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шу – шу – шу – я письмо пишу. Аш – аш – аш – у Марины карандаш .

Слайд 3

Читай громко, произноси чётко шаль шарф шнур шум шаг шар штаб щлем штык штурм шторм штора шутка шубка шорох ворох

Слайд 4

Упражнения для интонации: Саша шапкой шишки сшиб.

Слайд 5

юркий пичужка вьюшка фурх быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий; птичка; крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; звук крыльев

Слайд 6

воробьишко рядышком под вьюшкой

Слайд 7

Бисер

Слайд 8

Клетушка

Слайд 9

потаскать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс

Предмет: Литературное чтение Класс: 4Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тип урока: повторение изученного. Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л...

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...

Учебно – методический комплект по литературному чтению на тему: «Он живой и светится» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока и электронную презентацию по литературному чтению....

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон», "Что ты тискаешь утенка"

Дени познакомятся с творчеством Саши Черного на примере стихотворений "Воробей", "Слон", "Что ты тискаешь утенка"...