Конспект урока по литературному чтению, 3 класс Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон», "Что ты тискаешь утенка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Толстова Надежда Олеговна

Дени познакомятся с творчеством Саши Черного на примере стихотворений "Воробей", "Слон", "Что ты тискаешь утенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки15.71 КБ
Файл Конспект урока27.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

1.О ком писал стихотворения С. Черный ?

А)о людях                Б)о животных

2.К какой птице относятся эти строки?

«Серый, юркий, словно мышка»

А)воробей                Б)ворона

3.Что обозначает слово «притиснешь»?

А)прижмешь            Б) маленький

4.Кто заинтересовал мальчика в зоопарке?

А)воробей                Б)слон

5.Как мальчик помог слону?

А)выпустил его       Б)принес игрушку

6.Найдите «лишнее» произведение.

А)«Что ты тискаешь утёнка?..»

Б)«Слон»

В)«Воробей»

Г)«Ворона»

7.Кто скрывается под псевдонимом Саша Черный?

А) Александр Максимович Гликберг

Б) Александр Михайлович Гликберг

В) Михаил Александрович Гликберг

Г) Алексей Михайлович Гликберг

ТЕСТ

1.О ком писал стихотворения С. Черный ?

А)о людях                  Б)о животных

2.К какой птице относятся эти строки?

«Серый, юркий, словно мышка»

А)воробей                  Б)ворона

3.Что обозначает слово «притиснешь»?

А)прижмешь              Б) маленький

4.Кто заинтересовал мальчика в зоопарке?

А)воробей                  Б)слон

5.Как мальчик помог слону?

А)выпустил егоБ)принес игрушку

6.Найдите «лишнее» произведение.

А)«Что ты тискаешь утёнка?..»

Б)«Слон»

В)«Воробей»

Г)«Ворона»

7.Кто скрывается под псевдонимом Саша Черный?

   А) Александр Максимович Гликберг

   Б) Александр Михайлович Гликберг

   В) Михаил Александрович Гликберг

   Г) Алексей Михайлович Гликберг



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс

Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон», «Что ты тискаешь утенка»

Цели: 

1)образовательные: продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей», Что ты тискаешь утенка» и «Слон»; обучить анализировать лирическое произведение; учить находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;

2)развивающие:  развивать технику выразительного чтения;  расширять словарный запас;

3) воспитывающие: воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

Планируемые результаты:

 Предметные: познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; с

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы.

Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на лирическое произведение.

Оборудование: проектор, компьютер, диск

Ход урока

Организационный момент.

Ваши мышцы все проснулись? Да.

Ваши губы улыбнулись? Да.

Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час!

Гимнастика.
- Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.

Речевая разминка. 

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ .

Прочитайте строки с доски про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

-с интонацией – восклицательной

-сердито

-весело

-быстро и весело

-О чем говорится в этом предложении?

Почему перепел прятал их от ребят?  Какая опасность может угрожать птицам?

( Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? ( Это скороговорка).

- Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?

( Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

- Кто создает жанры?        (Народ, писатели, поэты.)

- Что создают поэты?

Актуализация знаний. 

– Расшифруйте, что здесь написано.

1ьдартетяаксечитэоп 

(поэтическая тетрадь 1) 

– Что это обозначает? (Название раздела).

– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?

(Предположения учащихся)

    Работа по теме урока.

– Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (учебник с.45). 

- Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведениями которого 
мы будем сегодня работать.(Черный)

Может быть, слыхали все вы и не раз,

Что на свете есть поэты.

А какие их приметы

Расскажу я вам сейчас.

Уж давным-давно пропели петухи,

А поэт еще в постели.

Днем шагает он без цели,

Ночью – пишет все стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,

Весел он под каждым кровом

И играет звонким словом,

И во все сует свой нос.

Он, хоть взрослый, но совсем такой, как вы

Любит сказки, солнце, елки.

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы.

У него есть белоснежный резвый конь.

Конь – пегас – рысак крылатый

И на нем поэт лохматый

Мчится в воду и в огонь.

Ну, так вот, такой поэт примчался к вам.

Это ваш слуга покорный.

Он зовется – Саша Черный.

- Какие цели поставим на данном уроке?

(Узнать об интересном человеке. Кто этот поэт? Какие стихи он писал? О чем он хотел рассказать нам в своих произведениях?)

- Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта. 

–  Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г.  На Украине в городе Белая Церковь в еврейской семье управляющего аптекой. Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.

–  Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр Михайлович не долго придумывал себе творческое имя.

–  В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург. Исключён из Петербургской гимназии.

–  Постоянно печатался во многих журналах. Читатели заучивали его стихи наизусть.

–  С. Чёрный очень любил детей и много писал для них. 

Выставка книг 

–  Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

  1. Ознакомление со стихотворением «Что ты тискаешь утенка?..»).

–  Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте. (Читает учитель «Что ты тискаешь утенка?..»)

–  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок.)

–  Давайте прочитаем его еще раз.

–  Все ли слова и выражения были понятны вам? 

– Как вы понимаете значения слов:

Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.

Рвётся прочь – вырывается.

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.

Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться. 

Притиснешь – прижмёшь.

Капут – конец, гибель.    (Высказывания детей) 

- От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?
- Почему не надо тискать утёнка?
- Прочитайте, что предлагает представить автор вам.
- Прочитайте, что советует автор сделать с утёнком.
- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:

Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует. (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.)
 

– А как вы разговариваем с младшим братиком или сестренкой, как вы общаемся с домашними животными? (Дети говорят, у кого есть братики, сестрички, домашние животные и как они относятся к тем, кто меньше и слабее их).

– Что хотел сказать автор нам этими стихами? (Саша Черный хотел предупредить нас, чтобы мы относились к животным бережно, с любовью).

– Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

Давайте прочитаем стихотворение выразительно (Чтение цепочкой по строфам).

Физминутка

  1. Ознакомление со стихотворением “Воробей”.

–А сейчас отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

– О ком идёт речь? (о воробье). 

– Следующее стихотворение так и называется “Воробей”.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– Послушаете аудиозапись.
– Понравилось?
– Словарная работа. Найдите значение слова
«вьюшка».

Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

- Прочитайте как поэт описывает воробья. (Первая строфа).
- С кем сравнивает? Почему?
- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (
Воробей мой. Воробьишко. Пичужка. Какой нахал!

- Обратите внимание на ритм стихотворения, он помогает представить, как прыгает воробей. Выразительное чтение.
- Чтение цепочкой.

  1. Ознакомление со стихотворением “Слон”. 

– Прочитайте загадки в пословицах. О ком идёт речь?

Делать из мухи ….

Ах, Моська! Знать она сильна, что лает на …..!

– Правильно, речь идёт о слоне.

– Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно. Подумайте, как его надо читать? Шутливым или серьёзным тоном? 

- Как надо читать слова слона? Что необычного в изображении слона?

- Работа в парах. Чтение по ролям. (2 прочтения по вариантам).

– А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз. (Читают хорошо подготовленные дети.)

Рефлексия

ТЕСТ

1.)О ком писал стихотворения С. Черный ?

А)о людях

Б)о животных

2.)К какой птице относятся эти строки?

«Серый, юркий, словно мышка»

А)воробей

Б)ворона

3.)Что обозначает слово юркий?

А) быстрый, увертливый.

Б) маленький

4)Кто заинтересовал мальчика в зоопарке?

А)воробей

Б)слон

5.)Как мальчик помог слону?

А)выпустил его

Б)принес игрушку

VII. Итог урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достигнуть?

- Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет? 

– Какие выводы вы сделали? 

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!

ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!

НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!

- Вы у меня очень добрые и отзывчивые дети. Поделитесь своей добротой с окружающим миром!(СЛАЙД)

Домашнее задание. 

Выучить стихотворение, которое больше понравилось. Нарисовать к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 3 класс на тему" Саша Черный «Воробей», «Слон»"(Школа России)

Получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение....

конспект урока по литературному чтению по теме "С.Черный. Что ты тискаешь утенка", 3 класс

данный конспект урока разработан по теме "С. Черный. Что ты тискаешь утенка"...