Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" 3 класс "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Глазырин Данил Михайлович

"Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №148        Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                            Студент Глазырин Данил 43 группа

Время: 9:00-9:45                                                                                                                                                      

Кабинет: 214                                                                                                                                                            

Дата: 22.02.17

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: «Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»».

Цель деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Чёрного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 20 века; понимают, как авторы относятся к братьям нашим меньшим; читают, передавая своё и авторское отношение к изображаемому.

Предметные: читают стихотворения; находят слова, с помощью которых автор отписывает изображаемое; читают, выражая слова автора.

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова, аудиозапись стихотворения.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

5 мин.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Пожелайте мысленно удачи. Подарите свои улыбки мне. Спасибо. А теперь тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Артикуляционная разминка.

5 мин.

Пошёл Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Шёл через пруд, зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.

- Прочитайте.

- Что это? (Скороговорка).

- Прочитать по слогам орфографически.

- Прочитать с ускорением.

- Прочитать с замедлением.

- Прочитать с вопросительной интонацией (читает 1 ученик).

- Прочитать с сердитой интонацией (читает 1 ученик).

- Прочитать скороговоркой (читают 2-3 ученика).

Откройте стр. 44 учебника. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей). Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с героями этих книг. Вы можете прочитать об этих приключениях. На уроках литературного чтения мы продолжаем знакомство с писателями, с разнообразием книг.

На стр. 45 вы видите название новой темы – «Поэтическая тетрадь 1».

Если вы помните, мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чем этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

Слушать учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

3. Постановка и решение учебной задачи.

(Метод: словесный. Прием: беседа.)

(Метод: наглядный. Прием: анализ текста и деления на части.)

10мин.

 Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать. (Чёрный)

Какие цель, мы  поставим перед собой? (ознакомиться с жизнью и творчеством Саши Чёрного; учиться понимать стихи и правильно, выразительно их читать)

А какие задачи, мы поставим перед собой?

Задачи:

- читать стихотворения; находить слова, с помощью которых автор отписывает изображаемое;

-читать, выражая слова автора.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – Саша Черный.

Тема нашего урока «Саша Чёрный» Что ты тискаешь утёнка»».

Может быть, слыхали все вы и не раз,

Что на свете есть поэты.

А какие их приметы

Расскажу я вам сейчас.

Уж давным-давно пропели петухи,

А поэт еще в постели.

Днем шагает он без цели,

Ночью – пишет все стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,

Весел он под каждым кровом

И играет звонким словом,

И во все сует свой нос.

Он, хоть взрослый, но совсем такой, как вы

Любит сказки, солнце, елки.

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы.

У него есть белоснежный резвый конь.

Конь – пегас – рысак крылатый

И на нем поэт лохматый

Мчится в воду и в огонь.

Ну, так вот, такой поэт примчался к вам.

Это ваш слуга покорный.

Он зовется – Саша Черный.

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,

Все стихи при свете свечки.

До свиданья, человечки!

            Надо чайник снять с плиты.

Ребята, наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним.  Вы знаете, что такое псевдоним?

(Это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего. Им часто пользуются деятели искусства.)

- Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). (Вопрос: сколько лет прожил поэт?) Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ...

Что вы узнали о поэте? ( Интересные моменты из биографии Саши Черного. У нас появилось желание больше узнать о жизни и творчестве поэта).

 На следующем уроке желающие могут рассказать нам, что еще интересного они узнали о жизни и творчестве Саши Черного.

Подготовка к чтению.

Ребята, перед тем, как перейти к чтению стихотворения, мы с вами выполним некоторые упражнения. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно и четко читать слова.

- дыхательная гимнастика:

1) Руки вперёд – вдох, руки назад – выдох.

2) На ладошке снежинка. Выдыхаем и сдуваем её.

3) Произнести звуки на выдохе.

- статические упражнения языка и губ:

1) Изобразить восторг, удивление (губы).

2) Надувание щёк и сужение губ, улыбка (губами).

- речевая разминка: скороговорки

Цыплята просят проса.

Цыплятам на подносе

выносит просо Фрося.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон:

как в капюшоне он смешон.

***

Корабли лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

Хорошо, молодцы!

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Выбирать главное из рассказа учителя.

Слушать стихотворение

Узнать информацию о русском поэте

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять упражнения для дальнейшего чтения

Открывать учебник на заданной странице.

Отвечать на вопросы учителя.

 

Проговаривать скороговорки

 \\пРО

Физ. минутка.

3 мин.

Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте, раз, два, три,

Плечи шире разверни,

Проведём одну игру,

Все присядем, скажем: «у»,

Быстро встанем, скажем: «а»,

Нам пора уж за дела!

Участвовать в физ. минутке.

Решение частных учебных задач

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод;

объяснение значения не понятных слов.

Прием:

выборочное чтение;

выразительное чтение;

прослушивание аудиозаписи стихотворения.

15мин.

«Что ты тискаешь утенка?» Так начинается стихотворение Саши Черного. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

А теперь проверим ваши предположения, и я прочитаю стихотворение.

Что ты тискаешь утёнка?

Он малыш, а ты-большой.

Ишь, задравши головёнку,

Рвётся прочь он всей душой….

Ты представь такую штуку,-

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!...

Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь - и капут.

Ребята,  о чём это стихотворение? (ответы детей)

- Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение? (ответы детей)

- Каким вы представили  себе утёнка? Выполните в ваших тетрадях небольшой рисунок.

- Совпало ли ваше представление с этим  изображением? Покажите ваши рисунки, пожалуйста. (ответы детей)

- Ребята, а теперь прочитайте стихотворение сами. (тихое чтение)

Все ли слова и выражения были понятны вам?  (называют слова: тискать, брыкаться, притиснешь, капут; выражения: рвется прочь, в свой черед)

Давайте разберемся со значением этих слов. Как вы понимаете их значения? (высказывают свои предположения)

Тискать - давить, прижимать. Всем ли нравится когда вас тискают?

Рвется прочь – вырывается. Утенку не нравится когда его тискают. Наверное, и вы вырываетесь, когда кто-то пытается вас тискать.

В свой черед – в свою очередь, когда придет время

Брыкаться - бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться.

Капут – конец, гибель (от немецкого kaputt)

Продолжаем разговор о стихотворении

Выборочное чтение.

- Прочитайте, как поэт убеждал мальчика не тискать утёнка.

(Он говорит, а если б толстый бегемот, захотел с тобой от скуки, поиграть бы в свой черёд?)

- Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает? (Мальчика - с бегемотом, утёнка - с ребёнком).

- Что автор советует мальчику? (снести утенка к утке).

Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут» (Дети дают вариант толкования)

Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя.

Как взрослый разговаривает с мальчиком: сердито, дружелюбно, ругает его, дает совет?

(Взрослый разговаривает с мальчиком дружелюбно, советует ему не тискать утёнка.)

-  Итак, сделаем вывод. В чём заключается основная мысль стихотворения? Чему учат нас стихи Саши Чёрного? Что автор хотел сказать читателям?

(Автор хотел предупредить читателей  бережно относиться к братьям нашим меньшим, не обижать слабых, обдумывать свои действия и поступки.)

- Как автор называет утёнка и мальчика? (малыш и большой)

- Подберите к слову «малыш» синонимы. (малютка, птенец, ребенок и др.)

- Наш утёнок – птенец. А кто его мама? Какая это птица? (утка)

- Что вы знаете об утках? (дикие – перелетные, домашние)

 -  Какие ещё произведения об этих птицах вы знаете? («Серая шейка», «Гадкий утёнок», «Ребята и утята» и другие)

- А кто такой бегемот? (ответы детей)

 Выразительное чтение стихотворения.  

Для выразительного чтения важную роль играет расстановка логического ударения. С его помощью вы выделяете слова, которые обладают особой эмоциональной значимостью. Ребята,  попробуйте самостоятельно расставить в стихотворении логическое ударение над словами. Для этого у вас на партах приготовлены листы со стихотворением.

Дети расставляют логическое ударение в стихотворении (на раздаточных листах).

Дети выразительно читают стихотворение (2-3 человека).

А теперь предлагаю вам послушать, как читает стихотворение Саши Чёрного профессиональный чтец.

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

Отвечать на вопросы

Читать произведение по частям.

Участвовать в обсуждении.

Знакомить с новым произведением.

Отвечать на вопросы учителя.

Подтверждать словами из учебника.

Рисовать утёнка к произведению

Объяснять значения не понятных слов в стихотворении

Выбирать из стихотворения информацию

Отвечать на вопросы

Читать выразительно стихотворение

Подтверждать словами из учебника.

Слушать аудиозапись стихотворения

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет?

Дети, скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? Замечательно! Урок окончен.

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...