технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – всё зависит от особенностей текста.

Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

1)  научить ребят  видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке… (В скрытой форме автор задаёт вопрос: а что

там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашёл орех, так плохо прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора).

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, всё произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1- го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный практико-ориентированный проект для педагогов

Реализация междисциплинарной программы

«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»

в условиях введения ФГОС

Методическая разработка урока литературного чтения

во втором классе по теме:

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                           МБОУ « СОШ №7» Менделеевского района г.Менделеевска РТ

2015-2016 учебный год

 Описание методической разработки

  1. Технологическая карта урока
  2. Урок во 2а классе по ОС «Школа 2100»
  3.  «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС 2011г
  4. Уровень обученности  школьников: обычный класс средней школы
  5. Классно-урочная форма работы
  6.  Полное описание разработки, включая:

1. Ф.И.О. учителя:   Аминова Гульсина Фазылгалиевна.

2. Класс:    2.                   Дата:    29.10.2015г.                   Предмет        Литературное чтение.     № урока по расписанию:  2.

3. Тип урока: знакомство с новым произведением.

4.Тема урока:  "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

5. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним  с точки зрения общепринятых норм и ценностей. (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 1-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.\

6. Цель урока :  Формирование ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким через изучение народных сказок в совместной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя.

7. Ресурсы: «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС, толковые словари, компьютер (Интернет), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

АМО

Р, К

Приветствует обучающихся.

- С чем вы пришли на урок?

- Что еще понадобиться для успешного усвоения материала?

- У кого сейчас хорошее настроение -

Покажите сигнальную карточку.

Приветствуют учителя.

- Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши.

- Внимание, дисциплина и хорошее настроение.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Постановка проблемы

Р, П, Л

Прочитайте слова.

Как понимаете эти слова?

Почему у разных народов есть сказки о мудрости?

Что можно узнать о жизни народа из сказки?

Прочтите тему урока

Сопоставив тему и пословицу, попробуйте определить цель урока

На сколько вы поняли тему и цель урока, поднимите сигнальную карточку.

Как нам решить эту проблему?

На сколько вы поняли план урока, поднимите сигнальную карточку.

«Сказка мудростью богата»

Учит мудрости, смекалке.

Все народы уважают мудрых и умных людей.

Как они жили, что ели, что носили.

Как мудрость в жизни помогает

Доказать, что народ ценит умных и  мудрых людей.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

1. Прочитать сказку

2. Найти объяснения непонятных слов

3. Задать вопросы и ответить на них

4. Сравнить свои предположения с итогом сказки.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение сказки

Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения составлять и отвечать на вопросы

 

Работа с текстом до чтения

Беседа

Работа с иллюстрацией

Словарная работа

К П Р

На с 5 прочитайте название сказки.

Кто автор сказки?

Можно определить героев сказки? Как?

Расскажите об особенностях.

Что подсказывает нам, что мы будем читать о мудром человеке?

Кто из героев мудрый? Почему?

В сказке встретятся слова: падишах, визирь, джигит.  Что они обозначают?

В какой сказке вы уже встречали эти слова?

Понятно, о ком мы будем читать? Оцените свои знания.

«Мудрый старик»

Татарский народ

Можно по иллюстрации.

Другие традиции: одежда, природа, диванные подушки, позы героев.

Книги.

Старик, он много знает.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Объяснение слов.

В дагестанской сказке «Богатырь Назнай»

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение с остановками

Жужжащее чтение

Чтение вслух

Чтение по ролям

Слушание

Постановка вопросов

Ответы на вопросы

П К Л

1 часть.

-Прочтите 1 абзац.

-Как можно назвать эту часть сказки?

- Почему автор называет  падишаха жестоким?

-Прочтите, что он говорил о старших.

Прочтите 2 абзац.

-Почему же юноша прятал своего отца?

Что еще говорит о том, что он его любит и уважает?

Прочитаем диалог отца и сына по ролям.

(повторение критериев оценивания чтения)

-Где же был драгоценный камень?

А вы бы смогли догадаться об этом сами? Почему?

Учитель дочитывает 1 главу.

-Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не сказал правду?

Почему же только старик мог разгадать местонахождение камня?

Как вы думаете, на этом испытания для юноши закончились?

Оцените свою работу по 1 части произведения.

2 часть

Почему  визири решили сжить юношу со свету?

- Сколько загадок разгадал юноша?

-Почему  юноша смог разгадать эти загадки?

-Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?

Чем закончилась сказка?

Оцените свою работу по 2 части произведения.

Жужжащее чтение.

Зачин.

Чтение детей 2 абзаца.

Он любил своего отца.

Он беседует с ним и рассказывает ему все.

Чтение по ролям.

На дереве.

Нет.

Мало жизненного опыта.

Слушают.

Боялся за отца.

Был мудрым.

Нет, есть продолжение сказки.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение 2 части по цепочке. Самооценка и взаимооценка.

Зависть.

3

Помог отец.

Он молод, а загадки сложные, нужен жизненный опыт.

Падишах отменил свой жестокий приказ.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Работа с текстом после чтения

Отвечают на вопросы

К П

- Сколько  загадок  юноше  надо  было  отгадать?  Какие?

- Как  юноша  смог  их  разгадать?

- Почему  падишах  не  поверил,  что  юноша  сам  догадался?

- Кто  является  положительным  персонажем,  отрицательным,  нейтральными  героями?

3: про камень, про коней, про бревна

Отец помог.

Он был не настолько опытным.

Старик и юноша

Падишах и визири

Проверка понимания текста

Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей.

Работа в группах

Высказывание мнений

Аргументация мнений

Р К П

Работать дальше будем по группам. (Приложение 1)

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

С чего начнете?

Контроль за работой в группах

В каждой группе выбирается выступающий и представляет результаты работы.

Вы справились с заданиями? Оцените  свою работу на данном этапе.

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                           опытный

                           добрый

                            спокойный

                            терпеливый

                           заботливый

Падишах            любящий

Старик               жестокий

Юноша               мудрый

                             Злой

                             молодой

                            глупый

                            находчивый

                            веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

   (составление кластера)        

   

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)              

Рефлексия.

Цель: обобщить знания, полученные на уроке и подвести итог, оценить свою  работу по теме.

Ответы на вопросы

Обобщение

Анализ Самооценка

Р К

-Мы достигли поставленной цели?

Что для этого вы делали?

 -Что понравилось? Что было трудно?

-Оцените свою работу на  всем уроке.

(оценочный лист Приложение 2)

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

д\з

Р

Подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки.

Записывают в дневник

Приложение 1

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                                      опытный

                                      добрый

                                       спокойный

                                       терпеливый

                                       заботливый

Падишах                        любящий

Старик                           жестокий

Юноша                           мудрый

                                       Злой

                                       молодой

                                       глупый

                                       находчивый

                                       веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

Приложение 2

Оценочный лист ученика 2а класса __________________

Литературное чтение «Мудрый старик» (татарская сказка)

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

Мудрый старик.

( татарская сказка)

Eщё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось семьдесят лет. «Всё равно от них нет никакой пользы», - говорил при этом безжалостный падишах.
В столице падишаха жил в это время один юноша. У него был семидесятилетний отец. Юноша очень любил отца и спасал его от казни. Он следил, чтобы старик никому на глаза не попадался. Каждый вечер юноша приходил к отцу и рассказывал обо всём, что видел и слышал за день.
Вот однажды пришёл юноша к отцу, и отец спросил его:
- Что нового на свете, сынок?
- Сегодня днём, — начал свой рассказ юноша, - падишах со своими визирями пришёл на берег реки. Увидел он
на дне реки сверкающий драгоценный камень и приказал достать его.. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули - увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его визири не могут узнать, где же находится камень. 
- Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? - спросил старик.
- Есть. Ветви его свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный .камень, - сказал юноша.
- А нет ли на том дереве гнезда?-снова спросил старик.
- Есть. 
- Ну, так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отражение, - уверенно сказал старик.
Наутро собрались падишах с визирями на берегу реки,смотрят - камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули -нет ничего! Стоят визири, ничего понять не могут. Тут подошёл к падишаху юноша, поклонился и говорит:
- Позволь, великий падишах, слово молвить: не ищите камень в воде. Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите.
Падишах только бровью повёл : - кинулись к дереву визири и через минуту принесли ему драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. Удивился падишах. осказках.ру - oskazkax.ru
- Считаетесь вы людьми учёными, а оказались глупее этого юноши! - упрекнул он своих визирей. А у юноши он спросил:
- Кто тебе рассказал об этом?
- Я сам догадался, - ответил юноша.
Визири затаили против юноши злобу. И то сказать - опозорил он их перед падишахом! И решили визири сжить юношу со свету. Пришли они к падишаху и сказали:
- Джигит-то хвастается - говорит: «Я всё на свете могу отгадать». Позволь, падишах, показать ему двух жеребцов, одинаковых по виду, и пусть он, не подходя близко к ним, отгадает, который жеребец молодой, который - старый.
- Хорошо, - согласился падишах.
Призвал он юношу и говорит:
- Приди сюда завтра, мы тебе покажем двух жеребцов, а ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который - старый.
Поклонился юноша и, печальный, вернулся домой. Дома он опять пришёл к отцу и молча сел около него.
- О чём думаешь, сын мой? - спрашивает старик.
- Ты, отец, правду сказал о драгоценном камне: его нашли в птичьем гнезде! Теперь падишах задал мне другую задачу. - И юноша рассказал отцу, какую задачу придётся ему завтра разгадывать.
- Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, - успокоил его отец. - Ты пойдёшь завтра к падишаху и, когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает - издали начнёт приплясывать, а старый только головой поведёт и молодому дорогу уступит.
На другое утро пришёл юноша на падишахский двор. Через некоторое время и падишах со своими визирями туда же вышел. Махнул падишах рукой - вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает.
- Вот этот жеребец молодой, а тот старый, - уверенно сказал юноша.
Не успел юноша отгадать эту загадку, как визири приготовили ему новую. Они велели обтесать два одинаковых бревна, и юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое - от нижней.
Печальный вернулся юноша домой. Пришёл к отцу и рассказал про новую загадку.
- Не горюй, сынок, - успокоил его отец, - разгадать эту загадку нетрудно. Ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпиленное от нижней половины, одним концом опустится в воду.
Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место, а там лежат два одинаковых бревна. Падишах сказал юноше: 
- Вот тебе два бревна. Ты к ним не прикасайся, но отгадай, какое отпилено от верхней половины дерева, какое -от нижней.
- Опустите оба бревна в воду, - сказал юноша.
Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое наполовину погрузилось в воду.
- Вот это - верхняя часть дерева, это - нижняя, уверенно сказал юноша.
Удивился падишах и спрашивает: Кто тебя научил этому?
- Я сам догадался, - отвечает юноша.
- Нет, ты ещё слишком молод и неопытен и не можешь всё знать, - сказал падишах. Говори правду: кто тебя научил? Если не скажешь, прикажу тебя казнить!
«Что будет, то и будет - скажу правду», подумал юноша и признался:
- Меня научил отец, которому исполнилось семьдесят лет. Я прячу его, чтобы уберечь от смерти.
- Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!- сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. 

Мудрый старик

Я понял, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

«Сказка мудростью богата»

Как мудрость в жизни помогает

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                           опытный

                           добрый

                            спокойный

                            терпеливый

                           заботливый

Падишах            любящий

Старик               жестокий

Юноша               мудрый

                             Злой

                             молодой

                            глупый

                            находчивый

                            веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

   (составление кластера)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

«Как мудрость в жизни помогает».

совершенствование навыка чтения, обучение приемам понимания текста, совершенствование умения вести диалог; воспитание уважительного отношения к старшим....

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...