"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Планируемые результаты:

            Личностные: оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним  с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

            Метапредметные:

    Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

   П – ориентироваться в учебнике и словарях, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

   К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

           Предметные: правильно читать текст целыми словами, читать текст по ролям,  отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, размышлять о поступках героев, относить произведения к одному из жанров, различать народную и авторскую сказку, находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор, относить сказочных героев к одной из групп (главные, помощники, нейтральные).

    Цель урока :  Формирование ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким через изучение народных сказок в совместной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя.

     Ресурсы: «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС 2011г, толковые словари, компьютер (Интернет), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

Приветствует обучающихся.

- С чем вы пришли на урок?

- Что еще понадобиться для успешного усвоения материала?

- У кого сейчас хорошее настроение -

Покажите сигнальную карточку.

Приветствуют учителя.

- Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши.

- Внимание, дисциплина и хорошее настроение.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Прочитайте слова.

Как понимаете эти слова?

Почему у разных народов есть сказки о мудрости?

Что можно узнать о жизни народа из сказки?

Прочтите тему урока

Сопоставив тему и пословицу, попробуйте определить цель урока

На сколько вы поняли тему и цель урока, поднимите сигнальную карточку.

Как нам решить эту проблему?

На сколько вы поняли план урока, поднимите сигнальную карточку.

«Сказка мудростью богата»

Учит мудрости, смекалке.

Все народы уважают мудрых и умных людей.

Как они жили, что ели, что носили.

Как мудрость в жизни помогает

Доказать, что народ ценит умных и  мудрых людей.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

1. Прочитать сказку

2. Найти объяснения непонятных слов

3. Задать вопросы и ответить на них

4. Сравнить свои предположения с итогом сказки.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение сказки

Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения составлять и отвечать на вопросы

 

На с 5 прочитайте название сказки.

Кто автор сказки?

Можно определить героев сказки? Как?

Расскажите об особенностях.

Что подсказывает нам, что мы будем читать о мудром человеке?

Кто из героев мудрый? Почему?

В сказке встретятся слова: падишах, визирь, джигит.  Что они обозначают?

В какой сказке вы уже встречали эти слова?

Понятно, о ком мы будем читать? Оцените свои знания.

«Мудрый старик»

Татарский народ

Можно по иллюстрации.

Другие традиции: одежда, природа, диванные подушки, позы героев.

Книги.

Старик, он много знает.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Объяснение слов.

В дагестанской сказке «Богатырь Назнай»

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Проверка понимания текста

Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей.

Работать дальше будем по группам. (Приложение 1)

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

С чего начнете?

Контроль за работой в группах

В каждой группе выбирается выступающий и представляет результаты работы.

Вы справились с заданиями? Оцените  свою работу на данном этапе.

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                           опытный

 добрый

спокойный

терпеливый

заботливый

Падишах            любящий

Старик               жестокий

Юноша               мудрый

Злой

молодой

глупый

находчивый

веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

(составление кластера)        

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)              

Рефлексия.

Цель: обобщить знания, полученные на уроке и подвести итог, оценить свою  работу по теме.

-Мы достигли поставленной цели?

Что для этого вы делали?

 -Что понравилось? Что было трудно?

-Оцените свою работу на  всем уроке.

(оценочный лист Приложение 2)

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Домашнее задание

Подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки.

Записывают в дневник

Приложение 1

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                                       опытный

                                       добрый

                                       спокойный

                                       терпеливый

                                       заботливый

Падишах                       любящий

Старик                          жестокий

Юноша                          мудрый

                                       Злой

                                       молодой

                                       глупый

                                       находчивый

                                       веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

Приложение 2

Оценочный лист ученика 2 класса __________________

Литературное чтение «Мудрый старик» (татарская сказка)

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать, что урок прошел с пользой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Презентация к сказке "Мудрый старик"

Презентация к уроку по литературному чтению по теме: "Чему учит бытовая сказка. "Мудрый старик" (татарская сказка) (Рисунки сжаты. Для использования растяните их на слайде.)...

«Как мудрость в жизни помогает».

совершенствование навыка чтения, обучение приемам понимания текста, совершенствование умения вести диалог; воспитание уважительного отношения к старшим....

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...