Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иосипенко Людмила Дмитриевна

Литературное чтение. 2 класс. Школа2100

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chestnyy_malchik.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Литературное чтение. 2 класс. Школа2100

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).

Учитель: Иосипенко Людмила Дмитриевна МБОУ №1 г.Губкинский

                                                     Литературное чтение. 2 класс.  

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели:

– Формирование приёмов понимания текста; формирование  умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

- Развитие умения формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием. Совершенствовать навыки  выразительного чтения.

– Формирование  умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

– Духовно-нравственное развитие личности, способность оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и этики, воспитание честности, сострадания.

Оборудование: учебник по «Литературному чтению» 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор., презентация, карточки, дерево с листочками.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать с планом.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

                                         Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι. Мотивация.

2. Актуализа

ция знаний.

3 речевая разминка

4. Развитие умений.

Дифференцированная работа в группах

4.Итог урока.

5. Домашнее задание.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

-Мы сегодня с вами узнаем много нового. Все у нас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать все вместе.

-Урок литературного чтения.

– Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?

- Отправляемся в путешествие.

– С произведениями какого жанра мы работаем на последних уроках?

– Какие виды сказок мы знаем? Проверим. (Кластер)

На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата»

– Какой раздел учебника мы читаем? Как понимаете эту пословицу?

– Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

– Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

– Молодцы.Слайд №1

а) Дыхательная гимнастика. (Стоя)

Каша кипит. Исходное положение: одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Подуй на одуванчик. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.

Дровосек. Медленный вдох через нос, руки поднимаем вверх и соединяем в замок. Имитируем удар топором, произнося: «Ух!»

б) Скороговорка: Вот топор, вот топорище. Вот кнут, вот кнутовище.

1 раз читает учитель, 2 – для себя жужжащим чтением, 3 – вслух.

Что такое топор, вы знаете, а слово «топорище» вам знакомо?

 - Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.

-Что объединяет все эти сказки?

-Сегодня мы продолжим знакомство со сказками.

-Эпиграфом к сегодняшнему уроку  я взяла пословицу «Где правда, там и счастье».

Слайд №2

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Сегодня на уроке нам нужно либо доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» (демонстрирую книгу «Честный мальчик)

Слайд №3

1. Работа с текстом до чтения. с.28

   а) Работа с заглавием сказки.

- Откройте учебник на стр.28. Рассмотрите это произведение.

-Что можно узнать из заглавия?

- Что значит, быть честным?

-Кто автор данной сказки?

-А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт - корейский народ?

-Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень  трудолюбивый народ.

 

 б) Рассматривание иллюстрации и беседа.

-Рассмотрите иллюстрацию (в учебнике и на слайде)

Слайд №4

-Кто герои сказки?

-Как они выглядят?

-Где происходит действие?

-Что необычного видите на иллюстрации?

– Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые, враждебные между стариком и мальчиком?

 - Как вы догадались?

- Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой.

- Что такое сказка?

- Назовите признаки сказки.

Слайд №5

- Какие зачины русских сказок вы знаете?

Слайд №6

 - Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте.

- Что общее есть в этом зачине с  зачином русских сказок?

 - Чем отличается?

- Что это значит?

Слайд №7

- Послушайте начало сказки ( 1 абзац) и представьте то, что услышите. (читает учитель)

- Какую картину вы увидели?

- Что значит «на чужих работала»?

- Легко ли жилось мальчику?

-  Даже описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходиться идти в холод рубить дрова».

- По настроению  какую картинку увидели?

- Предположите, что же сказочного может произойти дальше? (в чём волшебство, в чём троекратный повтор?)

2.Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”.

– Прочитайте сказку “Честный мальчик” полностью и постарайтесь увидеть остальные признаки сказки.

 – Понравилась ли вам сказка? Поделитесь впечатлениями.

- Подтвердились ли наши предположения? ( в чём?)

-Кто герои сказки?

-За что старик наградил мальчика?

- Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?

- К какой группе сказок её можно отнести?

- Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку.

- А для чего мы это делали?

Физминутка для глаз. Слайд №8

3.Повторное чтение произведения (вслух, по абзацам),  ответы на вопросы по содержанию сказки и  деление её  на части, озаглавливание частей, составление плана.

-Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части.

(План постепенно появляется на доске - Слайд №9

 Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»

1) - Почему мальчику пришлось идти за дровами?

– Что случилось с мальчиком?

– Как отнесся к этому мальчик?

- Как это «топор дороже золота»?

- Почему?

– Можно ли случившееся назвать “бедой”?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

2)– Читаем дальше. Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся”

– Что произошло?

– Кто же этот старичок?

– Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.

– Как озаглавим эту часть?  

3)– Продолжим чтение (Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор, дедушка, – говорит»)

-Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ.

- Почему старичок ухмыльнулся?

– Как старичок выполнил обещание?

- Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

– Подберите название к 3 части.

4)– Давайте прочитаем сказку до конца.

– Как понимаете выражение “Не позарился на серебро, да золото”?

– Почему мальчик не взял себе чужого?

- Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

-Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.

- Найдите концовку в корейской сказке?

- Что значит – не знали нужды?

- Что общего в концовках сказок?

-Как озаглавим 4 часть?  

4. Работа с текстом после чтения.

   а) Работа с планом.

- Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли?

 1. С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда за честность.

- Как мы с ним можем  поработать?

- Это будет домашнее задание – подготовить  подробный пересказ по плану.

-Для чего необходимо понимать содержание?

-Назовите главную мысль сказки.

 3 варианта. Слайд №10

- Что же общего в сказке корейского народа и русских народных сказках?

-Есть ли в сказке отрицательные герои?

Физминутка.

  1группа

- Перед вами карточки, в которых перечисляются положительные и отрицательные характеристики качеств человека. Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

 - А кто главный герой произведения?

Карточка:

Отзывчивый, ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

- Прочитайте, какой мальчик в сказке.

- Действительно, главный герой в этой сказке и  отзывчивый, и правдивый, и почтительный, и вежливый, добрый, заботливый, внимательный, и честный, и трудолюбивый.

2группа Составление и анализ пословиц. (карточки)

– Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению.

Всяк правду хвалит,                     там и счастье.
Где правда,                                   да не всяк ее сказывает.     
Беден, да                                      честен.
Честность —                              самая лучшая привычка.
Честность всего                         дороже.

3 группа. Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой)

  • Кто автор нашей сказки?
  • Докажите, что мы читали сказку (при помощи кластера).
  • Назовите главных героев сказки.
  • Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
  • Оцените поступки героев. Какими были мальчик и старичок?
  • Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Проверим работу 2 группы.

5.  Рефлексия.

- Прочитайте ещё раз пословицу- эпиграф к нашему уроку. Слайд №11.

-Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?»  Почему?

-Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?

- Чему учит сказка?

-Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

- Ежедневно случаются с нами ситуации, в которых проверяется наша честность.

 - Ребята, а трудно ли быть честным?

 - Ребята, а кому из вас захотелось ещё раз перечитать эту сказку?

6) Ответьте на вопрос учебника на стр. 30: «Чем

схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»?

Слайд №12

 

7) Выращивание «дерева мудрости».  Коллективная работа.

- У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит  мудро.

- Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево  мудрости»,на нём будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нём свою лучшую черту характера.

- Озвучьте по цепочке свою лучшую черту.

- Я рада, что в нашем классе так много честных и добрых, мудрых  детей, эти качества помогают быть нам счастливыми.  

8. Самооценка деятельности на уроке , оценивание учителем.

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-С каким настроением вы уходите с урока?

- Какое домашнее задание вы бы сегодня задали?

- И ещё  подобрать и выучить 3 пословицы о честности.

(Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)

(Все народы во все времена ценят  умных, мудрых людей.)

(Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные  ценности.)

Читает Арина Щ.

- Учат мудрости.

-Высказывания детей.

Рассматривания произведения.

- Главный герой мальчик и он честный.

-Быть искренним, прямым, правдивым.

-Корейский народ.

-Корея.

- Мальчик и старик.

-Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода…

-Действие происходит в лесу, на берегу  озера или возле реки…

-У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево…

- Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика…

Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки.

-Зачин, волшебство, троекратный повтор, добро побеждает зло, концовка.

- Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… за тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами…

-Давным –давно жил в горном селении мальчик.

- Слова  «давным-давно».

-Горное селение.

-Высказывания детей, рассматривание фотографии.

-Отец умер, мать на чужих работала…

- Высказывания детей.

-Грустную, печальную.

-Высказывания детей .

-Высказывания детей.

- Старик и мальчик.

- За честность.

- Троекратный повтор, волшебный замысел, добро вознаграждается.

- Волшебная.

- Чтобы лучше понять произведение.

- Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги…

-Он уронил топор в воду.

- Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?»

- Он был ему слишком дорог.

- Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова)

-Да, отец мальчика умер, а мальчику приходилось  рубить дрова и продавать их на рынке, работать, как взрослому…

-«С мальчиком случилась беда».

-Появился старичок.

-Он волшебник.

-А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».

- «Встреча мальчика со стариком».

-Он «усмехнулся в седую бороду».

-Был удивлён  поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.

-Он нашел топор мальчика.

- Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

- «Три топора».

-Не хотел взять чужого.

-Он был честным.

-Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.

-«Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».

-И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя.-

-Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости…

- Конец хороший, добро вознаграждено.

- Награда за честность.

-Чтобы лучше понимать текст.

-Подготовить пересказ по плану…

-Выделить главную мысль произведения…

-Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие.

-Построение, есть  главная мысль…

- Нет.

-Мальчик.

Дети работают с карточкой.

-Дети перечисляют  качества главного героя.

-« - Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым….

- Высказывания детей.

- Высказывания детей.

-В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик, есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор; герои за добрые поступки получают награду. Содержание этих сказок похоже, есть главная мысль. Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.  В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие.

У детей на партах листья деревьев, на них они пишут свою хорошую черту характера, затем листочки приклеивают на дерево (на доске)

- учебник с.28-30,

- чтение по ролям, передав интонацию мудрого старичка и мальчика,

 - пересказ по составленному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Урок литературного чтения во 2м классе, для детей с ЗПР. Тема урока: Тема: «Эмма Эфроимовна Мошковская «Решительное решение», «Сказка про Твердый и мягкий знаки»

Разработка урока предназначена для проведения урока литературного чтения в начальной школе по программе "Школа России" 2 класс, в т.ч. для детей с ЗПР. Данную работу могут использовать педагоги, студе...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...