Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Горбатова Екатерина Александровна

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон» »

( учебник: Климанова Л. Ф. И др. Родная речь 3кл. 2ч.)

Цели: 1)образовательные: а) продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; б) учить анализировать лирическое произведение; в) учить находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;

2) развивающие: а) развивать технику выразительного чтения; б) расширять словарный запас;

3) воспитывающие: а) воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

                                               Ход урока.

На доске: Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880- 1932); так же висит портрет С. Черного.

  1. Проверка домашнего задания.

 - Вы вчера познакомились с одним из произведений Саши Черного «Что ты тискаешь утенка? ». Чем оно вас заинтересовало? Откройте это стихотворение, повторите. Кто хочет прочитать это стихотворение?

( выразительное чтение учащимися данного стихотворения- 1-2 ученика)

- Давайте посмотрим иллюстрации к этому произведению. Соответствуют ли рисунки стихотворению? Почему? Давайте еще раз послушаем это стихотворение.

(чтение учащимися стихотворения)

- Закроем свои книги.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Черного. Послушайте одно из них.

2. Первичное чтение стихотворения «Воробей»

( выразительно читаю стихотворение «Воробей»)

3. Проверка первичного восприятия.

- О ком это стихотворение? Да, оно так и называется «Воробей». Чем оно необычно? Кто здесь рассказчик?

4. Вторичное чтение.

- Откроем страничку 47 нашего учебника. Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Постарайтесь представить то, о чем вы читаете.

5. Анализ стихотворения «Воробей».

- Какую большую картину вы представили, когда читали это стихотворение?

- Прочитайте первые 4 строчки стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья. Какие слова вам помогли? Ребята, а юркий это какой? (юркий- быстрый, увертливый) Какие сравнения использует автор при описании воробья? А как автор относится к воробью? Докажите, что хорошо. Какое чувство автор выражает в этих строчках? (он любуется воробьём) Прочитайте первое четверостишие, выразив все эмоции автора.

- Перечитайте второе четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?(просьба)А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?(досада)Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство в первых двух строчках?(просьба) Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство) Как автор называет ветер?(злюка) Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.

- Прочитайте четвертое четверостишие. Какую вы представили себе картину? Ребята, вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла. Какое здесь чувство выражает автор?( он просит воробья подружиться с ним) Что он предлагает воробью? (остаться зимовать в его доме) Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.

- Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое здесь чувство выражает автор?(досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) Как автор называет воробья?(нахал) Он серьезно его так называет или с юмором? А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!) Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм.

- А теперь попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм.(сначала читает это стихотворение заранее подготовленный ученик, а потом пробуют и остальные ученики) Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- А теперь мы познакомимся еще с одним стихотворением Саши Черного. Оно называется «Слон»

6. Первичное чтение стихотворения «Слон»

(2 заранее подготовленных ученика читают это стихотворение наизусть и по ролям)

7. Проверка первичного восприятия.

 - Кто с кем разговаривает?

- Рассмотрим рисунки на стр. 47 и 49. Подходят ли они к данному произведению? Докажите.

8. Анализ стихотворения «Слон»

- Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения? Давайте прочитаем первую часть стихотворения- слова мальчика и слона. Какая интонация в словах мальчика? (удивление) А какое настроение у слона? (грусть) А какие слова говорят, что ему грустно? Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона.

- Прочитайте вторую часть. Как вы думаете, мальчику жалко слона? Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее. А что мальчик дарит слону? Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее. Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика.

- Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный?

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона.

9. Итог урока.

- Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О чем они: о животных или о людях? Какое стихотворение вы бы хотели выучить наизусть? Дома вы выучите то стихотворение, которое вам больше понравилось.

-Урок закончен. Всем спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего»»", 2 класс, УМК "Школа России"+ презентация

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления со стихотворениями Б.Заходера; способствование развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".

Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"Тип: Знакомство с новым произведениемЦель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «...