Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Анай Елизавета Мергеновна

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Стихотворение  И. Сурикова «Детство» (Раздел: «Вот зима пришла серебристая!»)

 Планируемые результаты: 

  • Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  • Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  • Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы, используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  • Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  • Развивать память, логическое мышление, речь, формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.

Оборудование: учебник литературного чтения авторов ОО Иргит, СД Корген-оол, для 2 класса; презентация к уроку по ИКТ.

Тип урока: открытие новых знаний

                                                        Ход урока

  1. Оргмомент.

Руки? – На месте!

Ноги?  - На месте!

                                                   Локти? – У края!              

Спина? – Прямая!

  1. Мотивация учебной деятельности. Психологический настрой.

  - Какое у вас настроение? (Хорошее)

-  Вы настроены на работу? (Да)

-  Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и пожелать вам дружной работы, по ладошкам «передаю» своё настроение своим поцелуем. (Воздушный поцелуй, дети ответят тем же.)

- Ребята, пусть доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! 

- Да?  (Да)

III. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

  • Беседа по содержанию.

- Какой рассказ вы должны были дома прочитать на прошлом уроке? (Как я научился кататься на коньках).

- О чём был рассказ? (как мальчик учился кататься на коньках.)

- Чего он стыдился? (Он не умел кататься, думал, все будут смеяться над ним)

- А кто-нибудь смеялся? (Нет)

- Кто вам понравился в рассказе? (Маша)

- Чем она понравилась? (Она добрая, научила кататься.)

-Чему учит нас этот рассказ?

  • Пересказ рассказа  (можно по опорным словам)(Выставить оценки за пересказ)

- Прежде чем начать урок, проведём речевую разминку.

IV. Речевая разминка.    

(На экране скороговорка).                                                 Слайд №1.

Вёз на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

- Прочитаем хором.

- Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются). 

  1. Прочитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.
  2. Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
  3. Начните шёпотом, постепенно усиливайте голос.
  4. Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.  

- Вот мы провели речевую зарядку. Наши язычки готовы к работе. Можем приступить к следующей работе?        (да!)      

2. Рассказы, беседа о зимних олимпийских играх.                          Слайд 2.

-  Какое большое событие в нашей стране проходит? (Зимние олимпийские игры)

- Где? (В Сочи)

- А какие именно виды там проходят? (катание на санках, на лыжах ,на коньках)

- А победителей, призёров можете назвать? (Плющенко, Волосожар и Траньков, Ольга Фаткулина и другие спортсмены)

- Чем хороши зимние игры в жизни человека? (Человек не будет болеть, сильным становится)

- Если вы будете заниматься спортом, и хорошо будете учиться, тоже станете участвовать на олимпиадах. Какой вывод вы сейчас можете сделать?

(Нужно заниматься спортом и хорошо учиться.) 

V. Постановка целей урока: 

1. - Предположите, ребята, о чём мы будем сегодня читать???

- О катании на санках!

- Саня любит зимой кататься, а вы любите зимнее время? (Да)

- Обоснуйте свои ответы, почему любите? (Потому что зимой мы катаемся на санках, на лыжах, на коньках. Играем в хоккей, лепим снеговика)

- А где, на чём вы катаетесь? (на льду, на катке, во дворе, в парке, в лесу, на горке)

-- О чём именно пойдет речь на этом уроке,предположите?(антиципация)

 (О детях, о зимних забавах, о катании).

- Молодцы!

- Сегодня будем читать стихотворение «Детство».

- Кто пишет, придумывает рассказы, стихи, сказки? (Писатели, поэты.)

- Обратите внимание, кто автор сегодняшнего произведения?

(Иван Захарович Суриков)

- Посмотрите на экран, вот И. З. Суриков. (рассказать дальше)                                        

VI. Ознакомление с биографией поэта.  Слайд№2.

 Биография поэта.(Звучит музыка на стихи Сурикова)

         Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. Вот сейчас вы одну из них слушаете. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

 - В каком возрасте мы охватываем зимние забавы? (В детстве)

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство». 

- Прежде чем приступить к чтению стихотворения, сначала проведём словарную работу.

VII. Словарная работа                                                              Слайд №3.

А). качусь я в санках – шанактыг чуңгулап бадып тур мен

друзья-мальчишки – өөрүм оолдар

крутая гора – кадыр даг

на бок – ийлендир, бир талазынче кээп дүжери

кубарем качусь – очень быстро, стремительно скатиться с горы

хохочут – смеются

в сугроб – хөртүк иштинче

горе – муңгарал

Всё лицо и руки залепил мне снег– всё лицо в снеге (куруг хар апарган)

Б). Игра «Переводчики» Проверить, как запомнили значения слов.                             Слайд 4.

качусь я в санках –

друзья-мальчишки

крутая гора –

на бок –

кубарем качусь –

хохочут –

в сугроб –

над бедой- ….

горе –

Всё лицо и руки залепил мне снег–

VIII. Работа над произношением.                             Слайд № 5.

качусь я в санках

друзья-мальчишки

на бок

кубарем качусь

весело хохочут

над моей бедой

сугроб

IX. Первичное чтение  стихотворения учителем.

-  С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости.)

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

IX. 1.  Самостоятельное чтение учащимися.

       2. Беседа по содержанию:

- Что поэт считает своим домом? (Горку)
- Какую картину описывает автор?
 (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком? (Он падает)
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия?
(Повтор: вот..., вот..., вот...)

X.   Игра «Голова – хвосты».

- А теперь немного поиграем в игру «Голова – хвосты».

Учитель читает начало  строки и останавливается, а дети находят в учебнике продолжение и читают хором.

Вот моя деревня

……………….. (вот мой дом родной)

Вот качусь я в санках

………………….(по горе крутой)

Вот свернули санки

……………………(и я на бок – хлоп)

Кубарем качусь я

……………………(под гору, в сугроб

ФИЗМИНУТКА

  1. Музыкальная физминутка. (На экране)
  2. Другой вариант физминутки.

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

XI. Работа с текстом. С 79.

1. -  А где происходило событие?

 -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же?

– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чём он будет рассказывать дальше.

 -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

(Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.)

А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

 А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

(Мне в сугробе горе, 
   А ребятам смех!..”)

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

-  Я думаю, что, с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. 

 Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

 (Да, был счастлив!)

  1. Озаглавливание текста стихотворения.  Работа в парах. Бинарное чтение.

-Прочитайте вслух 1-ые четыре строчки и дайте название по смыслу.

- (Катание с горы.)

-Прочитайте вслух 2-ые четыре строчки и дайте название по смыслу.

(Падение мальчика.)

-Прочитайте вслух 3-и четыре строчки и дайте название по смыслу.

(Весело хохочут.)

-Прочитайте вслух последние четыре строчки и дайте название по смыслу.

(Мне в сугробе горе.)

- А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

XII. Подведение итогов.

- Писатели пишут стихи не для того, чтобы описать что- либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
  XIII. Рефлексия.                                                                     Слайд № 6.

  • На уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за ….
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

Самоанализ урока  литературного чтения во 2 классе.

Уважаемые коллеги!

 Данный урок является седьмым в разделе «Вот пришла зима серебристая!» в соответствии с программой «Литературное чтение» авт.Иргит О.О.,  Корген-оол С.Д.. по УМК «Школа России». Выбор темы для открытого урока не случаен.  По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Цель урока: ознакомить с творчеством И.З.Сурикова.

Задачи: обучать технике выразительного чтения стихотворения, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему»;

формировать умение сочувствовать, сопереживать;

воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине. 

По типу урок - изучение нового материала. В основу конструкции данного урока положены элементы современных, познавательных технологий. Для достижений поставленных целей, я использовала личностно-ориентированный подход к работе с учащимися, которая является важнейшим стимулирующим фактором учебной деятельности. Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы: аудиозапись стихотворения, выборочное чтение, работа по вопросам, просмотр презентации, позволили говорить, что урок несёт обучающий, воспитывающий, корригирующий характер.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.

Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.

Выстроенная таким образом работа сделала учебную деятельность на уроке значимой. Думаю, что данный урок продуктивен, достиг своей цели, был эффектным и полезным для детей.

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.   Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).

Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, , выразительное, вслух, про себя, «жужжащее», выборочное чтение).

Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования

Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели. Отступления от плана урока не было. Считаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы:

  • эвристической беседы;
  • творческих заданий.

Речь учителя информативна, эмоционально нагружена, чётко определены проблемные ситуации, эмоциональные кульминации.

В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учеников.

ТЕМА: “Образ детства в стихотворении И.Сурикова “Детство”

Текст для исследования: И.З. Суриков “Детство”

Тема

Образ детства в поэзии. Чтение с отношением.

Кол-во учебных часов

1 час

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развивать умение анализировать текст, выделять главное.
Познакомить с изобразительными средствами создания образа детства в лирическом стихотворении.

Формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения.
Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.
Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражать отношение к персонажам.
Обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
Формировать действия контроля и оценки.

Основной тезаурус уроков

Стихотворение, персонаж, характеристика персонажа, интонация.

Детство, любовь, дружба, уважение, впечатлительность.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра “стихотворение”).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения).

Парная работа.
Фронтальная работа.

Учебник Ефросининой Л.А. “Литературное чтение”, 2 класс, 1 часть
Портрет И.З. Сурикова
Рабочая тетрадь № 1.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра.

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Ж.-Ж. Руссо

Слово “детство” закрыто.
Высказывание предположений, что за слово закрыто?

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о стихотворении, и определить тему урока с помощью заглавия стихотворения.

Знакомство со стихотворением И.З. Сурикова.

Ответы на вопрос: “Что такое стихотворение?”, делятся впечатлениями, настроением.

Варианты заголовка, выяснение правильного

Возвращаемся к высказыванию Руссо и открываем слово “детство”.

Продолжить предложение:

Стихотворение – это…

2. Анализ, интерпретация стихотворения

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать стихотворение; формировать умение характеризовать личные качества автора на основе его биографии; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Составление характеристики героя стихотворения – автора.
2) Установление фактов биографии И.З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом.
3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы.
4) Выяснения общего в замысле И.З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо.
5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела “Снежок порхает, кружится…”, именно К.Д. Ушинского “Мороз не страшен”.
6) Объяснения значения выражения “Детство – пора золотая”.

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.
Схема, напоминающая ученикам известные им критерии выразительного чтения.

III этап. Интерпретация произведения (выразительное чтение)

Урочная деятельность

Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) Перечитывание отрывка стихотворения с целью подготовки выразительного чтения наизусть.
2) Работа в парах по подготовке выразительного чтения, обсуждения способов передачи характеров персонажей.

Подготовка выразительного чтения стихотворения.

Внеурочная деятельность

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе.

1) Иллюстрирование произведения.
2) Подготовка презентации или мультфильма на тему “Золотая пора детства”.

1) Выставка детских работ-иллюстраций.
2) Презентация или мультфильм по мотивам стихотворения.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.

Учитель задет вопросы:
“Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?”
“Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие?”
“Что удивило?”
“О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить?”

Сочинение:

“Самый счастливый день детства”
“Самый грустный день детства”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство"

Это урок по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство". Содержит все необходимые элементы для реализации ФГОС в начальной школе....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению «В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать, работать над развитием грамотной речи учащи...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В. Драгунский «Друг детства» (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением «Друг детства». Планируемые результаты:Предметные: - уметь читать вслух с постепе...

Конспект урока по литературному чтению 3класс "Стихотворение И. Сурикова « Детство"

Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы....