Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Это урок по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство". Содержит все необходимые элементы для реализации ФГОС в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_liter_chteniya_v_3_klasse_.doc80 КБ
    Office presentation icon surikov_detstvo.ppt2.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

     Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова;

    обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

    развивать  внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.    

    Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр,  презентация к уроку.

    1. Организационный момент.   Слайд 1           

    - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

    Прозвенел звонок весёлый,

    Приглашает на урок.

    Встали все у парт спокойно,

    Начинаем ровно в срок.

    Тихо сядем, не нарушим тишину,

    И тихонечко, тихонько

    Я сейчас урок начну.

    - На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах.  Итак, в добрый путь!

    2. Речевая разминка.

    (На экране скороговорка). Слайд 2.

    Вез на горку Саня

    За собою сани.

    Ехал с горки Саня,

    А на Сане сани.

    - Прочитаем хором.

    - Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

    (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

    - Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

     (Дети читают).

    - Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    - Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

    3. Введение в тему.

    Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.

    3.

    2.

    1.

    Р

    К

    О

    4.


    ____________________________________________________________

    1. Выгляну в оконце

        Лежит белое суконце.

        Всю зиму лежит,

        А весной убежит.

    3. Что можно увидеть с закрыты-

         ми глазами?  

    4.  Гуляет в поле,
         Да не конь.
         Летает на воле,

           Да не птица.  

    2. Белый дед – белее нет.
       Старый, горбатый,
       Лежит возле хаты.
       Лежит всю зиму -
       Никто не поднимает.
       Весна придёт -
       Он сам уйдёт.

    – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Откройте учебники на странице 72.

    4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,  сопереживать герою стихотворения .

     (Слайд 3)

    5. Биография поэта.

    Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

    Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

    (Слайд 4).

    Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни  « Рябина».

    Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

    Детства прошлого картины!

    Только вы светлы:

    Выступаете вы ярко

    Из сердечной мглы.

    (Слайд 5)

    6.Прослушивание стихотворения в записи.

    Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». ( Стр.72.)

    В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

    (Слайд 6 -10)

    Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

    Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

    Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

    Прялка – приспособление для ручного прядения.

    - Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

    7.Беседа по содержанию:

    - Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

    - Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

    - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

    Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

    8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

    (Слайд 11)

    Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за  каждый правильный ответ)

     9.Физминутка

    1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
    Валенки наденем, шапку,
    Шарф завязан?
    Всё в порядке!
    Раз – присесть, 
    Два – наклониться,
    Три – снежок лепи,
    На четыре и на пять,
    Начинай снежки бросать!

    10. Работа с текстом.  - Прочитаем 1 часть на стр. 72.

     - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

    -  А где происходило событие?

     -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

     – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
    – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
    – Автор хочет, чтобы
    мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
    – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

     -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

     Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

    - А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

    “Мне в сугробе горе, 
                     А ребятам смех!..”

     - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

     -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    - А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

    Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

     -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

     Да, конечно!

    Читаем дальше. 2 часть

    -  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

    -  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

     -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

     – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
    – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
    – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

    - А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

    “А в трубе сердито
    Ветер злой поет”?

    – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
    – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

    Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

    Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

     – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
    – А еще очень складно...
    – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

    Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

     Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

    Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

     – О плавной и красивой...
    – О тихой и приятной...
    – О правильной, ровной, связной.

     10.Физминутка для глаз  (Слайд 13 – 14)

    11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.

    - Как можно озаглавить эту часть?

    - Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

    – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

    “И начну у бабки
    Сказки я просить...”

    Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

    Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

    Учитель. А как надо эти слова понимать?

     – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
    – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
    – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

    Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

    5. Подведение итогов: 

    – Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 

    Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

    Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

    - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

    – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
    - Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.

    Домашнее задание:  Выучить наизусть отрывок на странице 72.

    Ребята, спасибо за урок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

    Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».

    Конспект урока чтения в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: "Обобщение и повторение по разделу "Уроки и переменки".   с тестовыми заданиями. ...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»

    Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

    Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме : "Оценка достижений"

    Цель урока-обобщить изученный материал, проверить полученные знания учащихся при изучении данного раздела, развивать творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать любовь к Родине, к прир...