Учебно-методический комплект по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сапожникова Мария Владимировна

Программа Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_marta_3.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 В

Тема урока: М.М. Зощенко «Ёлка»

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев.

Планируемые результаты:

  • Предметные
  • Личностные: развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: раздаточный материал; учебник 4 класс, 2 часть под ред.

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Мотивационный этап

1 мин.

Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд)

Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо - как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись  и др.) 

кёлкайтснегывц (елка, снег)

щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их. Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

У елки иголки колки.

Сыплет снегопад с неба снег.

После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Подготовка к основному этапу

3 мин

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Елка.)

Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник, а за что любите его вы? Как вы думаете, какова же тема урока?

Все верно! Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка»

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Основной этап

25 мин

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Сейчас вы прослушаете рассказ М.М. Зощенко «Ёлка». Ваша задача незнакомые слова подчеркнуть. А после того, как рассказ будет прослушан, вы спросите у меня эти слова, а я вам отвечу.

Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

А сейчас мы с вами сопоставим двух главных героев этого рассказа. У вас на партах лежат таблички, а в первом столбике характеристика, по который вы должны описать их. Девочки по этой характеристике описывают Лельку, а мальчики – Миньку.

Ответьте мне на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное.

П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Физ.минутка

2 мин.

Упражнение для глаз

Закрепление знаний

5 мин.

В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага».  Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?  Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

На что и клад, если в семье лад.

Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

Посмотрите на доску. Что вы видите? Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? Почему не нужен клад, если в семье дружно? Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? почему надо учить детей пока они маленькие?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

Приготовить пересказ от лица Миньки.

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 42 группы

Сапожникова Мария

Проверил: Сапожникова Н.В.

Отметка:____________________

Дата: 2 марта 2016 год

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 В

Тема урока: С.А. Есенин

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь правильно и выразительно читать.
  • Личностные: развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: раздаточный материал; учебник 4 класс, 2 часть под ред.

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Мотивационный этап

1 мин.

Пропевание гласных.

Скороговорка.

Пётр Петру пёк пироги.

Чтение орфоэпически, с радостью, удивлённо.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Подготовка к основному этапу

3 мин

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Основной этап

25 мин

П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное.

П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Физ.минутка

2 мин.

Закрепление знаний

5 мин.

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...