Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»" + учебная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Микрюкова Татьяна Андреевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а                                                                                        

Тема:  «А.Л. Барто  «Верёвочка», «Мы не заметили жука»»

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с произведениями А.Л. Барто  «Верёвочка», «Мы не заметили жука», с жизнью и творчеством А. Барто;

2) формировать умение находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения, прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.l.barto_._urok_1.docx31.98 КБ
Office presentation icon barto._urok_1.ppt274 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а                                                                                         

Тема:  «А.Л. Барто  «Верёвочка», «Мы не заметили жука»»

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с произведениями А.Л. Барто  «Верёвочка», «Мы не заметили жука», с жизнью и творчеством А. Барто;

2) формировать умение находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения, прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник, презентация.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

1

-Садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Практич.: артикуляционные упражнения

Практич.: выразительное чтение стихотворений.

Практич.: работа в парах. Рассказывание стихотворений.

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

3

4

2

2

Речевая разминка

Делу время, потехе час.

Прочитайте мой рассказ.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

-Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

-Отлично! Прочитайте с сердитой интонацией.

-Прочитайте с веселой.

-Прочитайте с грустной.

-Как вы думаете, на какую тему мы будем читать произведение?

Сегодня мы будем вести разговор о детских играх. Но для начала давайте проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений С. В. Михалкова.

Игра «Вспомни стихи».

- По нескольким словам вам нужно угадать стихотворение и прочитать его наизусть.

(Работа в парах.)

БРОСИЛА, ПОД ДОЖДЁМ, ПРОМОК

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка,—

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

УРОНИЛИ, ОТОРВАЛИ, НЕ БРОШУ

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

ИДЁТ, ВЗДЫХАЕТ, УПАДУ

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!

ПЛАЧЕТ, УРОНИЛА, УТОНЕТ

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

-Кто знает кто автор этих стихотворений? (Агния Львовна Барто)

-Верно! Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством А.Л. Барто. И с несколькими ее произведениями.

-Какие мы поставим цели?

-Молодцы!

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Выразительно читают стихотворения

Работают в парах. Рассказывают друг другу стихотворения.

Определяют тему и цели урока

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

3. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Практич.: работа по учебнику.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: учебный диалог

Практич.: Выразительное чтение текста

Словес.: ответы на вопрос

Практич.: Выборочное чтение текста

Словес.: учебный диалог

Практич.: чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: Выразительное чтение текст

Практич.: выборочное чтение

Словес.: учебный диалог.

30

Итак, что же первое мы с вами должны сделать?

- Узнать биографию А.Л. Барто.

Итак, послушайте мой рассказ.

Рассказ учителя об А.Л.Барто.

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Первая книга была напечатана, когда ей было 19 лет. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. А.Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

Давайте откроем учебник на стр. 38 и прочитаем текст.

- …, прочитай, пожалуйста.

-Каким языков владеет А. Барто?

-Что происходит с читателем, который узнает себя в стихах А. Барто?

- Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы? Какие произведения вы уже читали?

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями А. Барто.

- А для того, чтобы узнать название первого стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать загадку.

Скорчится — с кошку, 
А растянется — с дорожку.

(Верёвка)

-Верно! Молодцы Откройте учебник на стр. 40. Прочитайте название.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

Интересно вам стало узнать, о чем оно?

- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать и следить.

- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа.

Бульвар- аллея посреди улицы.

Переулок - узкая улица, соединяющая собою две другие.

Тротуар - пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?

Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)

-Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

(Про движение.)

- Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе, с выражением.

-Как же зовут главную героиню стихотворения? Почему именно она является главной героиней?

-Найдите и прочитайте строчки, которые это докажут. Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? Что они выражают? («!» - восторг, удивление и восхищение)

-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто. Нравится ли ей весна?

-Чем занимаются девочки? Где они скачут?

-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?

-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему? Кто из вас наблюдал такую картину? Какие соревнования были в вашем дворе? Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?

-Замечательно! И мы переходим ко второму произведению.

Ребята, смотрите, что вы видите на экране? (жука). Да, это жук. К какому классу относится жук? К животным, рыбам, насекомым, птицам? (насекомое) Да, верно.

Ребята, к нам в гости не просто так прилетел этот жук. Интересно, а как он относится к нашему уроку, зачем он здесь? (о нем будем читать стихотворение). Так,  а кто еще как думает? (спрашиваю нескольких ребят).

-Верно! Мы будем читать о нем стихотворение. Откройте стр. 44. Прочитайте название.

Физ.минутка

На лужайке по ромашке

Ползал жук в цветной рубашке.

-Жуж-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я найду себе жука

На большой ромашке.

Не  хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук –

Замелькали крылья.

-Как думаете о чем оно?

-Интересно узнать? Так давайте не будем мучить жука, пусть послушает стихотворение вместе с нами.

Дети читают стихотворение.

-Ой, ребята, смотрите, строчка «И рамы зимние закрыли» выделена синим цветом. Что это значит? (надо посмотреть в начало учебника и посмотреть на условное обозначение).

Давайте посмотрим. Это значит ,что нам нужно посмотреть в словарик, а он у нас где? (в конце учебника). Правильно. Итак, …, прочитай нам, что такое зимние рамы.

Теперь вы знаете, что такое зимние рамы.

Ребята, а у кого-то дома или у ваших знакомых стоят такие рамы? (ответы детей). Здорово, а бывали случаи, когда за рамы попадало насекомое какое-нибудь, как наш жук из стихотворения? (ответы детей).

-Кому автор посвятил это стихотворение? Как вы думаете, почему?

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Прочитайте стихотворение жалобно (грозно, с просьбой)

-Прочитайте стихотворение выразительно. При чтении постарайтесь передать свое отношение к происходящему.

Ребята , молодцы! Смотрите, а как вы думаете, почему автор посвятил это стихотворение Наташе? (потому что она заметила жука за рамой). Какой вы себе представляете Наташу? Попробуйте охарактеризовать ее. (она добрая, порядочная…). А попробуйте в тексте найти слова, которые показывают ее настроение, эмоции, чувства.

И я зову на помощь маму:

-Там жук живой!

Раскроем раму!

А у вас есть друзья, похожие на эту девочку? (ответы детей).

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

Работают по учебнику, осмысленно читают текст.

Отвечают на вопросы по текст

Отвечают на вопросы

Слушают внимательно текст, следят по тексту.

Работают с незнакомыми словами.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Выразительно читают стихотворение.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение.

Работают с незнакомыми словами.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

4

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

- О каком поэте мы говорили на уроке?

- Какие стихотворения мы читали?

Домашнее задание

Выучить стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука», выразительно прочитать «Верёвочка».

- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной. Этот мячик очень мил: Стекол он еще не бил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:А.Барто "Верёвочка" Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:А.Барто "Верёвочка"  Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов  «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1  класс Школа России...

Технологическая карта урока литературного чтения: А. Л. Барто «Верёвочка» и «Мы не заметили жука» (2 класс) УМК Школа России

Цель урока: Формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведениями А.Л.Барто «Верёвочка» и «Мы не заметили жука».Задачи урока:Дидактические:...