Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока "Л. Н. Толстой "Акула"" + учебная презентация) 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Микрюкова Татьяна Андреевна

Класс: 32                                                                                  

Предмет: литературное чтение

Тема:  «Л. Н. Толстой «Акула»»

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»;

2) формировать умение анализировать художественный текст;

3) учить соотносить текст с составленным к нему планом; работать над навыком осознанного чтения и пересказа.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no1.doc67.5 КБ
Office presentation icon literaturnoe_chtenie.ppt1.85 МБ
Файл kartochki.docx12.03 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 32                                                                                 

Предмет: литературное чтение

Тема:  «Л. Н. Толстой «Акула»»

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»;

2) формировать умение анализировать художественный текст;

3) учить соотносить текст с составленным к нему планом; работать над навыком осознанного чтения и пересказа.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Фотография доски:

Этап урока.

Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

8:00-8:01

- Прозвенел уже звонок -
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Меня зовут Татьяна Андреевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Практич.: работа с учебником, подготовлен-ный пересказ

Словес.: анализ пересказа учеником, слово учителя

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

 

8:01-8:10

8:10-8:13

Проверка домашнего задания

- Итак, начнем мы наш урок с проверки домашнего задания, кто напомнит, что было задано? (Пересказ были Л. Н. Толстого «Лев и собачка») 

- Верно. Но прежде чем мы начнем слушать пересказ, ответьте на несколько вопросов.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ Л. Толстого «Лев и собачка»? Что вас удивило, заставило волноваться?

- Почему лев умер? Какие строки говорят о большой привязанности льва к маленькой собачке?

- Как вы думаете, этот рассказ о реальных событиях или его сюжет родился в воображении автора?

- Верно, ребята! Я абсолютно с вами согласна. Что ж, мы немного вспомнили и пора переходить к пересказу. Есть желающие?

А вы откройте свои папки и найдите критерии полного пересказа. Потом, один из вас проанализирует ответ … .

(Учитель слушает пересказ одного учащегося)

- Молодец, присаживайся на свое место. Итак, кто готов проанализировать ответ …? (Спрашивает одного ученика для анализа пересказа текста)

- Хорошо, оцените ответ нашего повествователя. (Дети оценивают пересказ одноклассника, высказывают свое мнение)

- Вы очень справедливые «судьи». Мне тоже очень понравилось как … справился со своей задачей. Молодец! Ты получаешь за свою работу …

- Ребята, а какие еще рассказы Л. Толстого вы читали? Что понравилось?

- Я очень рада, что вы уже знакомы со столькими произведениями этого замечательного писателя. И сегодня наша задача познакомится еще с одним его рассказом, название которого попробуйте отгадать сами.

Гроза всех рыб из всех морей.

Никто не точит зуб острей.

Вся челюсть – острые ножи.

Ты не боишься? Зря… дрожи!!!

Её боится даже кит,

А безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула.

Кто эта рыбина? (Акула)

- Верно! А что вы еще можете рассказать про акулу? Какая она? (Хищная, большая, опасная, страшная и т.д.)

- Вот сколько много вы знаете.! Так кто же из вас уже догадался с каким произведением мы познакомимся сегодня? (Л. Н. Толстой «Акула»)

- Хорошо! А кто-нибудь читал этот рассказ?

- Нет? Тогда, как вы думаете, о чем он? Кто будет главным героем и какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Рассказывают подготовленный пересказ.

Анализируют ответ одноклассника, высказывают свое мнение, аргументируют ответ.

Отвечают на вопрос, делятся впечатлениями.

Внимательно слушают, отгадывают загадку.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: управление поведением партнера.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

3. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Практич.: выполнение задания по рядам

Нагляд.: презентация

Словес.: хоровое чтение слова

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение

Словес.: слово учителя

Практич.: работа с текстом, деление текста на части, подготовка к полному пересказу, пересказ текста по частям, соответствуя плану

Нагляд.: презентация

8:13-8:15

8:15-8:23

8:23-8:25

8:25-8:40

Словарная работа

- Интересно вам стало узнать, о чем этот рассказ?

- Хорошо, тогда вы, наверное, очень быстро справитесь сейчас с моим заданием. В тексте встретится несколько незнакомых слов, и чтобы вам было легче, я выписала эти слова. Их значение вы отгадаете сами. Каждому ряду я выдам карточку, где вы должны будете выбрать подходящее лексическое значение к этому слову. Времени у вас мало, поэтому работаем быстро и слаженно.

- Поднимите руку, кто не понял задание? Отлично, тогда приступаем.

(Найти правильное объяснение значения слов:

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов; горящая свеча; подставка для огня.

 Ропот – громкие крики; неясный шум, негромкие звуки; ссора.

 Артиллерист – солдат; солдат, стреляющий из пушки; капитан корабля.)

- Время закончилось, все готовы. Итак, 1-ый ряд, какое значение вы выбрали к своему слову? Верно! Давайте повторим его хором, выделяя ударный слог. Молодцы!

-  2-ой ряд? 3-ий ряд? Отлично, умницы!

- Давайте же тогда откроем стр. 56 и познакомимся, наконец, с рассказом. Я включу вам запись, а вы внимательно слушаете и следите по тексту.

- Правильно ли вы предположили содержание рассказа?

- О чем это произведение? (О любви отца к сыну, о том, как важно сделать правильный выбор в трудной ситуации).

- Почему мальчики оказались в открытом море? (Был жаркий день и они отправились купаться. В парусе им стало тесно, они решили поплавать в открытом море)

- Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания? Прочитайте его.

- Что вы можете сказать о мальчиках, какие они?

- Каким вы видите старого артиллериста? Что можете сказать о его поступке и об отношении к сыну?

- Верно! Он очень любит своего сына и готов ради него на все. Так же и ваши родители любят вас, поэтому цените их и слушайтесь, чтоб не попасть в плохую ситуацию и не заставлять их сильно волноваться.

- А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Физ. минутка

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Отлично! Продолжим наш урок.

- Давайте посмотрим на стр. 58 план  вопрос №5. Кто прочитает?

- Хорошо! Посмотрите на план. В нем четыре пункта, давайте их прочитаем.

- Итак, давайте разобьем текст на части в соответствии с планом и  выделим опорные слова.

- Кто нашел в тексте границы первого пункта плана? Прочитайте эту часть. Верно! Какие опорные слова мы выделим? (Учащиеся находят опорные слова, называют их)  Хорошо! Посмотрите, это опорные слова, которые я выбрала для вас, прочитайте их.

- Итак, кто может пересказать подробно первую часть текста, пользуясь данными опорными словами? (Учитель спрашивает одного ученика для пересказа первой части текста, слушает, по ходу ответа, старается оценить)

- Молодец! Очень хорошо. Давайте продолжим, найдем границы второго пункта плана и прочитаем вторую часть.

(Далее учащиеся продолжают делить рассказ на части, соответствуя плану, читают их, выделяют опорные слова вместе с учителем, пересказывают подробно каждую часть текста по порядку, соответствуя плану)

- Замечательно! Вы прекрасно справились с этой задачей!

Слушают задание учителя.

В группах (по рядам) выполняют задание.

Выполняют проверку.

Слушают внимательно аудиозапись, следят по тексту.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном.

Выполняют физические упражнения

Читают внимательно задание.

Работают с текстом в учебнике.

Выделяют опорные слова.

Пересказывают текст по пунктам плана.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

П.: подведение под понятие, структурирование знаний.

Р.: коррекция.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

 

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

Словес.: прощаются с учителем

8:40-8:45

- Скажите, пожалуйста: почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы). 

- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

 (О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).

- Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).

 Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).

- Очень хорошо! Я рада, что вы справились с пересказом, и мне бы хотелось за старания поставить отметки …..

- А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить подробный пересказ Л. Н. Толстого «Акула» по плану, стр. 56-58

- Посмотрите, у вас на партах лежат смайлики. Поднимите веселый смайлик, если вам на уроке было комфортно, вы смогли справиться с заданиями без особых трудностей. Я очень рада, что вас так много! Могу только поздравить и пожелать успехов в дальнейшей работе!

- Ребята, которым было трудно работать, в следующий раз постарайтесь и у вас обязательно все получится!

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

Делают нравственный выбор.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Слайд 3

Критерии полного пересказа: Указан ли автор и название произведения? Сохранена ли последовательность событий? Есть ли логические нарушения? Подробно ли рассказана каждая часть произведения? Были ли ошибки по форме изложения? Был ли ответ выразительным, эмоциональным? Интересно ли было слушать? Можно ли считать пересказ полным?

Слайд 5

Цель: познакомиться с рассказом Л. Толстого «Акула».

Слайд 6

Ф ит и́ ль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Слайд 7

Р о́ пот – неясный шум, негромкие звуки.

Слайд 8

А ртиллер и́ ст – солдат, стреляющий из пушки.

Слайд 9

План. Купальня в парусе. Плавание в открытом море. Акула и мальчики. Раздался выстрел.

Слайд 10

Купальня в парусе Опорные слова: прекрасный день; «погода изменилась»; «Купаться!; парус в воде.

Слайд 11

Плавание в открытом море Опорные слова: два мальчика; «как ящерицы, вытягивались в воде»; старый артиллерист.

Слайд 12

Акула и мальчики Опорные слова: «Акула!»; «Назад!»; «бледный как полотно»; лодка; пронзительный визг.

Слайд 13

Раздался выстрел Опорные слова: фитиль; все замерли; дым; радостный крик; желтое брюхо.

Слайд 14

Домашнее задание: стр. 56 – 58 (подготовить подробный пересказ по плану).



Предварительный просмотр:

Фитиль – 

А) горючий шнур для воспламенения зарядов;

Б) горящая свеча;

В) подставка для огня.

Ропот –

А) громкие крики;

Б) неясный шум, негромкие звуки;

В) ссора.

Артиллерист –

А) солдат;

Б) солдат, стреляющий из пушки;

В) капитан корабля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Опасные незнакомцы» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Опасные незнакомцы»Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно де...