Учебно- методический комплект по обучению грамоте (Технологическая карта урока "Р, р" + учебная презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Учебно- методический комплект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka._r_i_r.doc87 КБ
Office presentation icon obuchenie_gramote._r_i_r.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте.

Тема: Звуки [р], [р′], буквы Р, р

Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с согласными звонкими звуками [р]  [ р‘]; знакомство с элементами строчной печатной буквы Р, р; учить читать слова по слогам и орфоэпически. Развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.

Планируемые результаты:

  • предметные: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [р]  [ р ‘] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; уметь делить слова на слоги; читать слова.

  • личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии, схемы-модели предложений.

Этапы

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный,

Мотивационный

Словесный: учебный диалог

8:00-8:01

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Зиннатулловна.  Сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

 Тихо садитесь, девочки, еще тише мальчики.

-Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.

На парте ничего лишнего, только азбука.

Приветствие учителя

Настрой на урок

Р: организация учащимися своей деятельности.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог; Наглядный: учебная презентация.

8:01 - 8:03

8.03.-

8.05.

8.05.-

8.07.

Теперь предлагаю вам послушать стихотворение и отгадать какая буква спряталась в этом стихотворении…    

Висит на палочке кружок,

Всё – с буковку размер,

Как будто маленький флажок

В тетрадке буква Р.

- Какой звук спрятался в этом стихотворении? (звук [р]).

В каких словах есть этот звук?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Знакомство со звуками [р], [р′] и буквами    заглавная «Р», строчная «р»)

- Давайте определим цели на сегодняшний урок?

  1. познакомиться со звуками [р], [р′]
  2. учиться читать буквы Р, р
  3. составлять модели для обозначения согласных звуков

 Молодцы.

Скажите, чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а буквой мы обозначаем звуки на письме).

Вы уже знаете, что все звуки делятся на две группы.  Какие? (гласные и согласные)

Звук [p’] к какой группе отнесем? (согласный)

Почему? (когда мы произносим звук [p], кончик языка дрожит, воздух встречает во рту препятствие).

Выделение необходимой информации из загадки

Определение темы урока

Постановка целей урока

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанно строить ответ в устной форме

Р: целеполагание

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Практический: работа с учебником;

Словесный: беседа, хоровая отработка слов и звуков;

Наглядный: учебник, учебная презентация

9:07 –

9:10

8.10.-

8.12.

8.12.-

8.13.

- Теперь откройте учебники на странице32 .  Покажите пальчиком 36ую страницу (фото странице учебника на слайде). Отлично.

- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (хор).

Объясните, что обозначает слово «хор»?

Хор – коллектив, где поют много людей.

Произнесём хором.

- Какой звук стоит последний? [р]. Произнесём хором.

- Дайте характеристику этому звуку (в слове «хор » - звонкий твердый согласный звук [р]).

В схеме он обозначается вот такой моделью:  

Кто нарисован на второй картинке? (хорь).

Первые звуки в слове, которым называют этого зверька, такие же, как в слове «хор».

Отличаются эти слова последним звуком.

Посмотрите на схему.

Произнесите этот звук [р‘].

Как называется этот зверек? (хорь)

 Произнесём хором.

- Какой звук стоит последний в этом слове? ([р′])

- Дайте характеристику этому звуку (звонкий мягкий согласный звук [р′])

В схеме он обозначается вот такой моделью:                              

Чем отличается звук [р], [р′] (твёрдый и мягкий звук).

Показ буквы на слайде.

Рассмотрите на доске печатные буквы: заглавную «Р» и строчную «р».

Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Р»? (прямая линия,  полуовал справа).

Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «р»? (2 коротких прямых линии, маленький полуовал справа).

Работа с учебником;

Рассматривание иллюстраций по заданной теме;

Отвечают на вопросы учителя;

Определяют характеристику звуков.

Рассматривают иллюстрацию.

Определяют лексическое значение слов. Узнают новую информацию.

Хоровая отработка слов

Определяют характеристику звука

Находят сходство и различие звуков [н], [н′]

Слушают речь учителя (стих)

Узнают новую информацию

Называют элементы печатной заглавной буквы; называют элементы печатной строчной буквы.

П: анализ, синтез

Р: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

К: слушать и понимать речь других

Физминутка

8:13 – 8:15

-Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».

- Я буду называть слово, если услышите звук [р] - твёрдый, встанут мальчики, если услышите звук [р’]- мягкий,  встанут девочки.

(редис, ракета, рука, ремень, река, рот, крем, радуга, рельсы).

Молодцы!

Концентрируют внимание на речи учителя (развитие фонематического слуха);

Выполняют физические упражнения.

К: слушать и понимать речь других

Практический: работа с моделями звуковых схем

Наглядный: модели звуковых схем, учебная презентация

Словесный: фронтальная проверка учителем

8:15 – 8:25

8.25.-

8.26.

Сейчас вам предстоит работа в парах.

Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (рот)

  • Вам необходимо выложить на парте звуковую модель слова: рот

- Проверка по эталону.…

- Сколько слогов в этом слове (1 слог). Почему? (сколько гласных в слове, столько и слогов)

- Читаем хором.

- Теперь прочитаем это слово, выделяя ударный слог

  • Следующее слово, к которому вы составите звуковую модель, вы прочитаете сами. Кто может прочитать вслух?  – рыба

- Составляйте звуковую модель к этому слову.

- Проверим составленную модель (один ученик у доски)

- Прочитаем слово хором

- Прочитают только мальчики, а девочки внимательно слушают, что - бы мальчики не допустили ошибку. Теперь читают только девочки, а мальчики слушают внимательно.

  • Сколько согласных звуков  в этом слове? (2 звука) Назовите.
  • Сколько гласных звуков? (2 звука) Назовите.
  • Сколько слогов (2 слога). Почему?

  • Следующее слово кто сможет прочитать вслух: грань
  • Составьте модель слова на парте…
  • Сколько всего звуков в слове «грань»?
  • Сколько слогов в слове? (1 слог)
  • Прочитаем хором

Гора, рак, репа, – аналогичная работа.

Физминутка.

Давайте немножко разомнемся.

Буратино потянулся,

Раз -  нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Работа в парах.

Рассматривают изображение.

Выкладывают модель слова;

Хоровое чтение слов;

Многократное чтение слова

Отвечают на вопросы учителя;

Составляют модель слова;

Проверка модели по эталону (с доски);

 Многократное чтение слова

Отвечая на вопросы учителя, дают краткую характеристику слову

Читают слово

Складывают модель

Определяют краткую характеристику слова

Хоровая отработка.

К: умение сотрудничать с соседом по парте

П.: осознанно строить ответ в устной форме

Практический: учебник, хоровое и индивидуальное чтение слов и звуков.

Наглядный: иллюстрации в учебнике;

Словесный: слово учителя, учебный диалог (беседа)

8:26 – 8:28.

8.28.-

8.30.

8.30.-

8.31.

8.31.-

8.34

8.34.-

8.37.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

- Кто здесь изображен?

- рысь

Поставьте пальчик в начало, под 1ю букву слова, а  теперь посмотрите на гласную и назовите ее (ы).

- Какая особенность?  (в слове рысь буква «ы» - твердый звук [р]).

- А теперь читаем слово медленно и произносим: «рысь».

Ученик 1, прочитай слово, а другие ребят следят за чтением. У2…У3.

- что изображено на второй картинке? (рис)

  • Прочитаем слова хором.
  • Прочитайте слово выделяя ударный слог

- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. Какая буква стоит первой? (р). Какая буква следует? «и». На что она указывает? (буква «и» в слове рис указывает, что предшествующая буква «р» обозначает мягкий звук [р’]

Немножко отдохнем. (физ. минутка для глаз.)

- Рассмотрите нижний рисунок.

- Кто здесь изображен?

- крот

Теперь послушайте стишок и выберите строчку, которая подходит к этому рисунку.

Рыл крот огород,

Подо рвом прорыл проход.

Ровно выровнял проход

На соседний огород.

Какую строчку вы выбрали?

(«рыл крот огород»)

 Почему?

Какая буква в этом слове стоит первой? (к) Какая следует за ней? Назовите. (р)

Какая третьей? Назовите (о)

- Дайте характеристику этой букве (буква о –

гласная ). На что указывает буква «о»? буква «о»  указывает на то, что предшествующая буква р - твердый звук [р].

Поставьте пальчик  под первую букву слова.

  • Прочитайте слово в полголоса
  • Прочитайте слово в парах друг другу
  • Прочитаем хором
  • У1 прочитай слово (ребята следят за правильным чтением)
  • У2 прочитай слово

Рыл крот огород.

- Сколько слов в предложении?

Составьте схему предложения (на доске один желающий).

Вспомнить, что обозначают модели схемы.

        - слово помощник

        

        - значащее слово

Работа с учебником;

Отвечают на вопросы учителя

Читают слово хором

Индивидуальное чтение слова

Отвечают на вопрос, рассуждают по теме.

Рассматривают иллюстрацию;

Отвечают на вопросы учителя;

Хоровое чтение слов

Соотносят звук и букву

Рассматривают иллюстрацию в учебнике

Рассуждают по теме урока

Многократная отработка слов

Соотносят звуки и буквы

Работа в парах, составляют предложение

Составляют схему на доске

Воспроизводят ранее изученное в памяти

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Итог урока

Слов.: фронтальный опрос

8:37 – 8:39

Что нового вы узнали на уроке?

Каких два звука обозначает буква «р»?

Из каких элементов состоят заглавная и строчная буква р?

Какие цели мы поставили?

Кто достиг?

Подведение итогов урока

Л: проведение анализа полученных знаний в ходе урока

Рефлексия

8:39 – 8: 45

-С какими трудностями вы встретились?

-Посмотрите на парты, у вас лежат смайлики. Если вам понравилась Ваша работа на уроке, поднимите смайлик, а если нет – не поднимаете.

-Вы очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания.

Проведение самоанализа эмоционального состояния

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Л: проведение самоанализа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Висит на палочке кружок, Всё – с буковку размер, Как будто маленький флажок В тетрадке буква… .

Слайд 2

Висит на палочке кружок, Всё – с буковку размер, Как будто маленький флажок В тетрадке буква Р .

Слайд 3

Висит на палочке кружок, Всё – с буковку размер, Как будто маленький флажок В тетрадке буква Р. [ р ]

Слайд 4

[ р ] [ р ‘] Р р

Слайд 5

Цели: познакомиться со звуками [ р ], [ р ‘] ; научиться читать буквы Р, р.

Слайд 8

[ р ]

Слайд 9

х р

Слайд 11

[ р ‘]

Слайд 12

х р ‘

Слайд 13

[ р ‘]

Слайд 14

[ р ] [ р ‘]

Слайд 15

Р р

Слайд 17

рот

Слайд 19

рыба

Слайд 20

грань

Слайд 21

гора

Слайд 22

рак

Слайд 24

с

Слайд 26

с

Слайд 28

Рыл крот огород, Подо рвом пробил проход. Ровно выровнял проход На соседний огород.

Слайд 30

Рыл крот огород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "Shopping for food" + учебная презентация + карточки для сам. работы) 4 класс

Класс: 4-аТема: "Shopping for food"Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [aɪ];·...

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "My home" + учебная презентация) 4 класс

Класс: 4-бТема: "My home"Цель урока: формирование лексического навыка речи.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [ð];·...

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "What’s the weather like today?" + учебная презентация) 4 класс

Дата: 27.10.2015 гКласс: 4-бТема: "What’s the weather like today?"Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:1)     практические:·...