Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока "Как я ловил человечков" + учебная презентация) 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Учебно-методический комплект по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков»

Цели деятельности учителя: 

1) обобщить знания по рассказу Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

8:00-8:01

Все дружно встали!

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!  Меня зовут Альфия Зиннатулловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Тихонечко садитесь.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

Словес.: ответы на вопросы, слово учителя

 

8:01-8:04

9:04-9:06

8.06-8.09

8:09-8:12

Речевая разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

За забором Борис посадил барбарис,

Кустик барбариса перерос Бориса.

А вы знаете, что такое барбарис?

Хорошо. Давайте посмотрим на экран. Кто прочитает?

Барбарис – колючий кустарник с красными и кислыми ягодами.

А также сами ягоды.

- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О мальчике Борисе)

- Да! А вы не догадываетесь, почему я выбрала именно это имя?

(потому что главного героя рассказа, с которым мы познакомились на прошлом уроке, зовут Борис)

Хорошо, молоцы!

Как называется рассказ с которым вы познакомились на прошлом уроке?(«Как я ловил человечков»)

Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?

( 1)вспомнить о жизни и творчестве автора;

2) пересказать часть рассказа Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»;

3)выполнить анализ произведения).

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 124.  Назовите, пожалуйста, автора сказки (Борис Степанович Житков).

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения его  вы уже читали?

(«беспризорная кошка», «про волка», «про обезьянку»,

«белый домик», «как слон спас хозяина от тигра»)

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Теперь я вам даю 2 минуты, чтобы повторить домашнее задание.

В парах перескажите текст.

Слово об авторе

- Сейчас давайте вспомним о жизни этого писателя.

Что вы о нем раньше знали?  

Борис Степанович Житков (1882 — 1938) — русский писатель,  педагог.

  Родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.

Какие еще произведения этого писателя вам известны?

Что вам еще известно об авторе?

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Внимательно слушают рассказ учителя

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог, слово учителя

Практич.: слушание и чтение текста, анализ рассказа, составление плана рассказа

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение

Нагл.: презентация

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение по ролям

Словес.: ответы на вопросы, составление плана

Слов.: ответы на вопросы,

Практич.: чтение

Слов.: ответы на вопросы, учебный диалог

Словес.: учебный диалог

Практич.: составление плана рассказа

Словес.: ответы на вопросы, выборочное чтение

Нагл.: презентация

Словес.: слово учителя

Словес.: ответы на вопросы, фронтальная беседа

Практич.: работа в группах

Практич.: работа в парах, выполнение задание

Словес.: ответы на вопросы

8:12-9:15

8:15-8:16

8:16-8:20

8:20-9:22

8:22-8:24

8:24-8:26

8.26-8.28

8.28-8.30

8:30-8:33

8.33-8.35

8:35-8:37

8.37-8.40

8.40-8.42

 Сегодня мы будем продолжать знакомиться с главным героем рассказа, выделяя качества характера мальчика, которые нам нравятся и те, которые мы осуждаем. Будем вместе анализировать рассказ. Для этого я вам предлагаю сегодня поиграть в ролевую игру

 «Обвинители» и «Защитники».

Суть этой игры состоит в том, что я вас поделю на 2 команды: Защитники и обвинители.

Защитники будут искать положительные  черты характера мальчика, а обвинители – отрицательные.

   Откройте учебник. Мы будем  строго следовать сюжету рассказа по логическим частям с обсуждением.

(По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают.)        

также мы будем вместе составлять план рассказа и каждую часть озаглавим.

Перед нами 1 часть рассказа. Как мы её озаглавим?

1.  Маленькие жильцы пароходика.

О чём рассказывается в этой части?

 Какие положительные и отрицательные черты характера мы отметим у мальчика в 1 части?

 Слово даем «защитникам», «обвинителям».

(В этой части мы узнаём, что мальчик очень впечатлительный, его привлекает всё красивое. Мальчик фантазер, у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике.)

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

 Итак, вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа

Корма – задняя часть судна

 Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом

 Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

Перед нами 2 часть рассказа. Как мы её озаглавим?

2. Ночные наблюдения за пароходиком.

О чём рассказывается в этой части?

(Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.)

Какие качества здесь вы увидели? (отвечают защитники и обвинители)

 (Обманщик. Герой наврал бабушке, что не может спать без света. На ложь мальчик решился из-за любопытства. Он настойчивый – надеется на тайну и строит план.)

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Физ. минутка

Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

- Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем к третьей  части.

Как мы её озаглавим?

3.  Тайный план.

О чём рассказывается в этой части?

(Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.)

Какие  качества вы увидели в этой части? (ответы защитников и обвинителей)

Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно. Скрывает от неё все свои поступки: скрытный.

  Герой делает это вынужденно: иначе бабушка спрятала бы пароходик. Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе.

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

 

Перед нами 4 часть рассказа.  Как мы её озаглавили?

4.Угощение исчезло.

О чём рассказывается в этой части?

Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках.

Какие здесь качества?  Мальчик продолжает обманывать бабушку. Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику, а сам к нему прикасался: обманщик.

     Эти действия он совершал по любознательности. Настойчивый, наблюдательный, эмоциональный, фантазёр.

Перед нами 5 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

5. «Я не мог больше терпеть»

О чём рассказывается в этой части?  Качества? (защитники и обвинители) Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить в гости с бабушкой, придумал свою болезнь. Нарушает слово, данное бабушке: решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там внутри. Идет на обман: сказавшись больным, чтобы остаться дома.

Нетерпеливый – не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков.

Перед нами 6 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

6.Охота на человечков.

О чём рассказывается в этой части? Какие качества здесь вы увидели?

Мальчик взламывает пароходик.  Совершает безрассудный поступок. Не контролирует свои действия: эмоции желания берут верх над разумом. Все-таки иногда задумывается – прав ли он, но герой ещё маленький, поэтому не умеет себя контролировать. Нетерпеливый.

Перед нами 7 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

7. «Чего я наделал – то!»

О чём рассказывается в этой части?

Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет.

Мальчик нарушает слово не трогать пароходик. В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.

Осознает свой поступок и приходит в ужас от содеянного. Переживает  случившееся.

У нас получился план рассказа:

1.  Маленькие жильцы пароходика.

2. Ночные наблюдения за пароходиком.

3.  Тайный план.

4.Угощение исчезло.

5. «Я не мог больше терпеть»

6.Охота на человечков.

7. «Чего я наделал – то!»

(На доске формируется запись -  главные черты характера героя, его душевные качества.)

Обманщик                                                 Фантазер

Скрытный                                                      Верит в чудеса

Не умеет держать слово                            Любопытный

Не умеет контролировать поведение           Переживает

Нетерпеливый                                                   Настойчивый

                                                   Находчивый

                                                   Наблюдательный

                                                   Впечатлительный

                                                  Эмоциональный

                                                           Осознает свой поступок                              

К какому же окончательному выводу мы должны прийти в  результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?

(Понять можно, но оправдать нельзя. Человек  должен управлять только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом.)

Теперь поработаем в группах.

 Я проверю вас, как хорошо вы запомнили рассказ. Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте на листочке: “верно” - “+”, “неверно” - “-”.

“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” 

“Я заснул с радостью”

 “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”

 “Я ночью даже слышал какую-то возню”

 “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

Проверяем. 1 группа читает 1 предложение. Верное ли это предложение?

Присутствует ли оно в рассказе? Докажите.

2 группа  - 2 предложение и т.д.

Итак, ребята, как вы думаете, зачем автор написал рассказ?

(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

Слушают учителя

Участвуют в ролевой игре

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Слушают учителя

Составляют план рассказа, выделяют отрицательные и положительные качества главного героя, читают

 выполняют словарную работу

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

Выполняют физические упражнения

Слушают внимательно одноклассников

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Внимательно слушают задание учителя.

Отвечают на вопросы учителя, поиск необходимой информации из текста

Отвечают на вопросы, выявление положительных и отрицательных качеств главного героя

отвечают на вопросы, выявление качеств главного героя

Читают

Делают выводы, анализируют , отвечают на

Вопросы

Работают в группах, выполняют задание, слушают учителя

Проверка задания

Работают в парах, выполняют задание

Отвечают на вопросы

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: осознанное чтение

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

8:42-8:45

- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

- Чему учит рассказ?

- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

 - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ второй части рассказа.

- А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.

- Вспомните, какие мы ставили цели?

- Всех ли целей мы достигли?

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.

Оценку за сегодняшнюю работу получили…

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За забором Борис посадил барбарис, Кустик барбариса перерос Бориса.

Слайд 2

Барбарис – колючий кустарник с красными, кислыми ягодами. А также сами ягоды.

Слайд 3

За забором Борис посадил барбарис, Кустик барбариса перерос Бориса.

Слайд 5

Цели: Вспомнить о жизни и творчестве автора; Выполнить анализ рассказа.

Слайд 6

Борис Степанович Житков

Слайд 8

Борис Степанович Житков (1882 - 1938) Русский писатель, педагог. Был морским офицером, учителем, объездил полстраны. В его произведениях четко видно добро и зло, мужество и трусость.

Слайд 9

«Обвинители и Защитники»

Слайд 10

План: 1. Маленькие жильцы пароходика;

Слайд 11

Корма – задняя часть судна Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Модель – образец изделия

Слайд 12

План: 1 . Маленькие жильцы пароходика; 2. Ночные наблюдения за пароходиком; 3. Тайный план; 4. Угощение исчезло; 5. Я не мог больше терпеть; 6. Охота на человечков; 7. «Чего я наделал – то!».

Слайд 13

Домашнее задание: пересказ 2 части рассказа

Слайд 14

Цели: Вспомнить о жизни и творчестве автора; Выполнить анализ рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "My home" + учебная презентация) 4 класс

Класс: 4-бТема: "My home"Цель урока: формирование лексического навыка речи.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [ð];·...