Главные вкладки

    Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Воронова Мария Владимировна

    Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренировать выразительное чтение учащихся.

             Планируемые результаты:

    предметные: отработать навыки литературного анализа стихотворений, выразительное чтение; знать содержание и композиционный строй стихотворения; формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона;  умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);  умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств;  умение участвовать в коллективной беседе.

             личностные: положительное отношение к предмету; совершенствование умения излагать свои мыли в устной форме; развитие коммуникативных навыков и навыка публичных выступлений.

             Тип урока: изучение нового материала.

             Оборудование: Н.А.Чуракова "Литературное чтение", учебник 2 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация,  доска.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект23.18 КБ
    Файл Презентация1.09 МБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока. Методы и приемы.

    Время

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Организационный момент.

    Мотивационный этап.

    Словесный метод (слово учителя, учебный диалог)

    2 мин

    – Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:

    Жутко жуку жить на суку.

    Вспомните, чем же вы занимались на прошлом уроке?

    С каким приемом мы познакомились? (Контраст) Дайте определение слову контраст.

    А как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня?

    А для начала проверим домашнее задание.

    Слушать учителя. Настраиваться на урок.

    Л: самоопределение, целеполагание.

    К: построение высказывания в устной форме;

    обмен мнениями.

    2.

    Проверка домашнего задания

    2 мин

    Выразительное чтение стихотворения О.Дриза «Кто я?»

    3.

    Постановка учебной задачи.

    Словесный (слово учителя)

    Практический (работа с учебником)

    1 мин

    Иногда ребята, герои стихов, сами сравнивают себя с животными. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из таких стихотворений.

    Артур Гиваргизов «Мой бедный Шарик».

    А знаете ли вы, что свою карьеру писателя Артур Гиваргизов начал еще в школе? Сам он в шутку говорит об этом, ведь именно в школе мы пишем сочинения. Правда, писал автор необычно, описывая совершенно фантастические и вымышленные события, чему была не рада учительница. Но сочинения писать Артуру нравилось, это и положило начало его деятельности.

    Вспоминают информацию об авторе, которую уже знают. Расширяют свои знания о поэте и его творчестве.

    П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт.

    Р: целеполагание

    4.

    Решение частных задач

    Словесный (учебный диалог, высказывания учащихся)

    Практический (работа с учебником)

    Наглядный (рассматривание картин осени)

    35 мин

    Выразительное чтение учителя.

    - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    - Как вы думаете, кто разговаривает с Шариком – взрослый человек или не совсем? Почему? Никогда не видели взрослых людей, которые бы квакали или гавкали в свое удовольствие?

    Именно детям нравится пародировать животных, играть в зоопарк и прочие игры. Вы знаете такие игры?

    - Мнение первого лица в этом стихотворении, что человеком быть очень весело. Вы согласны с этой точкой зрения? Почему? Назовите еще причины, почему человеком быть весело.

    Чтение 2-3 учеников на оценку.

    Сейчас мы с вами познакомимся с другой точкой зрения на данный вопрос. Стихотворение «Повезло!» Мориса Карема.

    Вы знакомы с этим автором? Посмотрите, под стихотворением есть сноска, что оно переведено. Морис Карем – бельгийский поэт, родился 12 мая 1899 года. Отец был художником, а мать бакалейщицей (продавщицей), в семье было 5 детей. Свои первые стихи написал в 15 лет, вдохновленный своим другом детства. Он никогда не переставал писать. И несмотря на то, что жил он не в самых лучших условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось в его стихотворениях. Стихи Карема подходят и для взрослых, и для детей. В свое время он преподавал сначала в школе в начальных классах, а потом создал свое печатное издание.

    Мориса Карема признали классиком детской поэзии. Если вам будет интересно, вы можете найти его книги в библиотеке или в интернете.

    Физминутка.

    Выразительное чтение стихотворения.

    Для начала разберемся с особенными словами под звездочкой. Где будем искать их значение? (Словарик, вторая часть учебника)

    Сурок, жужелица, уклейка – на экране иллюстрации.

    - Чему же радуется мальчик? Что, по его мнению, отличает его от сурка, змейки и других животных?

    - Вы когда-нибудь сравнивали себя с животными или растениями, которые вас окружают? С какими? Кем бы вы хотели быть, если бы могли выбрать и почему?

    Чтение 1-2 учащихся.

    -что вас удивило в этом стихотворении?

    - подумайте, кем бы вы хотели стать, если не тем кто вы есть.

    Роман Семёнович Сеф (06.10.1931 – 20.02.2009) родился в Москве. Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк. Родители были партийными работниками. Когда их репрессировали, Роман Сеф, будучи пятилетним мальчиком, остался на попечении бабушки. Спустя десять лет, его с матерью, вернувшейся к тому времени из заключения, отправили на поселение – три года местом их жительства был город Малоярославец. После окончания школы Роман Сеф перепробовал множество профессий, успев поработать даже на Союз писателей – водил служебный автобус. В 1951 году он был арестован по политической статье. После года тюрьмы, был сослан на пять лет в Караганду. Именно там, изучая английский язык, Роман Сеф начал заниматься литературными переводами. После реабилитации, он поступил на факультет журналистики МГУ, но его не окончил. В 1960 году Роман Сеф опубликовал два сборника переводов – «В эту минуту», «Бабочка и пчела», а два года спустя вышел сборник его собственных стихов «Шагают великаны», который высокой оценил К.И. Чуковский. Тогда же Роман Сеф стал членом Союза театральных деятелей, а в 1966 году – Союза писателей СССР. Он продолжал активно заниматься переводами, писал пьесы для детского театра, сочинял стихи, прозу. Помимо литературной деятельности, Роман Сеф вел большую общественную, педагогическую работу. В 1987 году он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги за стихотворение «Я сделал крылья и летал». Роман Сеф был также награждён Государственной премией СССР, удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

    Учащиеся читают стихотворение Р. Сефа «Лучше всех».

    – Герой стихотворения радуется приходу весны?

    - Кто, кроме него, этому рад?

    - Почему герой уверен, что ему лучше всех на свете? (Герой уверен, что ему лучше всех на свете, потому что он ощущает весну всеми чувствами.Он слышит пение птиц, чувствует клейкую поверхность и аромат только что распустившихся листочков, видит синеву неба, ощущает под ногами сырость от растаявшего снега.)

    – Рассмотрите  рисунок  в  учебнике.  Как  можно  смотреть  на  мир?
    (Сквозь призму воображения, сквозь стекло, очки, бинокль, окно.)

    – Обратите внимание на то, что мальчик бежит «лицом – к весне», то есть он, пробегая мимо всего этого, видит весну в полном объеме, во всем ее разнообразии.

    Слушают выразительное чтение учителя.

    Анализируют стихотворение с помощью вопросов учителя на осмысление.

    Узнают значение новых слов.

    Делятся собственным опытом и суждениями.

    Находят строчки в подтверждении своего мнения в стихотворении.

    Работают в парах, обсуждают проблемный вопрос.

    П: работа с учебником;

    анализ материала с опорой на предыдущий опыт;

    выполнение действий по алгоритму;

    анализ словарного материала;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    К: выражение своих мыслей понятно и точно;

    аргументация своего мнения;

    умение взаимодействовать с одноклассниками.

    Итоги урока.

    Рефлексия.

    Дача домашнего задания

    2 мин

    - Назовите произведения, которые мы сегодня рассматривали.

    - Поднимите руку те, кто узнал сегодня что-то новое из стихотворений, биографии авторов или высказываний одноклассников?

    - Ваше домашнее задание: познакомиться с 1-2 стихотворениями этих авторов, кроме тех, что есть в учебнике, а также читать их выразительно.

    Выполняют рефлексивную работу, подводят итоги своей работы на уроке.

    П: строят речевое высказывание

    П: осуществляют синтез

    Р: осуществляют итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Жутко жуку жить на суку.

    Слайд 3

    Артур Гиваргизов

    Слайд 4

    Морис Карем (1899–1978) – бельгийский франкоязычный поэт.

    Слайд 8

    Роман Семёнович Сеф (1931 – 2009 )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

    Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

    Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

    Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...