Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Кропочева Мария Сергеевна

Предмет: Литературное чтение

 

Класс: 4

Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии.

 Тип урока: повторение изученного.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4класс

Слайд 2

4класс Конкурс знатоков По разделу Литературная сказка

Слайд 3

Найди пару Назови произведение Бюро находок Назови автора Назови имя Сочини сказку

Слайд 4

«Найди пару» «Спящая красавица » « Пятеро из одного стручка » « Чайник » « Аленький цветочек » «Сказочка о счастье» С. Аксаков Ш. Перро Г.-Х. Андерсен И . Токмакова

Слайд 5

«Назови произведение» - В этом произведение главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. А в этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца. Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев. В этом произведение рассказывается о том , как друзья помогали нашему герою на кухни. - Произведение, которое начинало раздел. - В этом произведении можно узнать о подводводной жизни. «Путешествие Гулливера » «Аленький цветочек ». («Дикие лебеди».) « Мафин печет пирог » «Белоснежка и семь гномов» «Русалочка»

Слайд 6

«Бюро находок » «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсен

Слайд 7

«Бюро находок » «Аленький цветочек ». С. Аксаков

Слайд 8

«Бюро находок » «Белоснежка и семь гномов ». Братья Гримм

Слайд 9

«Бюро находок » Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Слайд 10

«Бюро находок » И. Токмакова «Сказочка о счастье»

Слайд 11

«Бюро находок » « Мафин печет пирог» Э. Хогарт

Слайд 12

« Назови автора » Братья Грим «Белоснежка и семь гномов» Зеркальце, Зеркальце, молви скорей, Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Слайд 13

« Назови автора » И. Токмакова «Сказочка о счастье» Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

Слайд 14

« Назови автора » « Мафин печёт пирог» Э. Хогарт Меня прислала наша царица!- сказала пчела

Слайд 15

« Назови имя » Имя Токмаковой Ирина Петровна

Слайд 16

« Назови имя » (Сергей Тимофеевич Аксаков .) Автор сказки «Аленький цветочек».

Слайд 17

« Назови имя » Этот герой не раз спасал своих братьев. Мальчик – с – пальчик.)

Слайд 18

« Назови имя » Имя главной героине сказки «Дикие лебеди». Элиза

Слайд 19

« Сочини сказку » - Вам предлагаются слова, связанные известным сюжетом, и одно лишнее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их будете по очереди, чтобы сложился единый сюжет. 1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет. 2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Учитель

Моисеенко Мария Сергеевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Цели урока: повторить и обобщить знания обучающихся по данному разделу; проверить усвоение полученных знаний; учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; развивать память, речь ,логическое мышление.

Планируемые результаты:

• Предметные: знание зарубежной литературы, определение её особенностей; обогащение словарного запаса обучающихся.

• Личностные: формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

 Тип урока: повторение изученного.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

2

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Проверьте своё рабочее место, на столах должны лежать учебник, дневник и пенал.

Приветствовать.

 

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

Мотивационный

Слов.: Слово учит.

Решение частных задач

Практ: работа с упр.

Слов.: ответы на вопросы

Слушать учителя

Итог урока.

Словестный:ответы на вопросы.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

5

27

4

2

- Сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Мы идём в библиотеку».

- Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон. В конце урока вы подсчитаете количество заработанных жетонов и выявим победителя. Напоминаю. Спрашивать буду по поднятой руке, если будете выкрикивать, то один жетончик я у вас заберу. Тот, кто ни разу не выкрикнет, будет соблюдать правила, тот получит дополнительно один жетон в конце урока. Кому не понятны условия нашего конкурса? Тогда начинаем. Приготовились, ручки на локоток.

- В этом разделе нам встретились сказки какого жанра? Литературные или народные? Какие сказки называются литературные? (у которых есть автор)

Все сказки можно разделить на какие виды? (волшебные, бытовые(каша из топора), о животных)

- Какие сказки относятся к волшебным? К бытовым? О животных? Приведите примеры.

 - Первый этап называется «Найди пару».  Я даю вам одну минутку, чтобы вы подумали. Затем тот, кто первый поднимет руку, и будет сидеть тихо, того я спрошу.

Вам необходимо соединить автора с его произведением. Время пошло. Думаем.

«Спящая красавица»                                     С. Аксаков

«Пятеро из одного стручка»                         Ш. Перро

«Чайник»                                                        И. Токмакова

«Аленький цветочек»                                    Г.-Х. Андерсен

«Сказочка о счастье»

Молодцы, быстро справились с этим заданием. Следующий этап «Назови произведение».

- В этом произведение главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)

- А в этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца. («Аленький цветочек».)

- Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев. («Дикие лебеди».)

- В этом произведение рассказывается о том,как друзья помогали нашему герою на кухни. («Мафин печет пирог».)

- Произведение, которое начинало раздел. («Белоснежка и семь гномов».)

- В этом произведении можно узнать о подводводной жизни. («Русалочка».)

Умнички, я вижу, все знают произведения.

А мы переходим к следующему этапу под названием «Бюро находок».  Сейчас я вам буду показывать картинки, ваша задача, узнать, из каких произведений эти предметы и кто автор:

- Из какого произведения эти предметы?

- Крапива. («Дикие лебеди».)

- Золотой венец из каменьев самоцветных. («Аленький цветочек».)

- Зеркало. («Белоснежка и семь гномов».)

- Горошина. («Пятеро из одного стручка».)

- Цветочная луковица. («Чайник».)

- Белые камешки. («Мальчик - с -  пальчик».)

«Назови имя»

- Имя Токмаковой. (Ирина Петровна.)

- Автор сказки «Аленький цветочек». (Сергей Тимофеевич Аксаков.)

- Этот герой не раз спасал своих братьев. (Мальчик – с – пальчик.)

- Имя главной героине сказки «Дикие лебеди». (Элиза.)

- Сейчас я вас разделю на две команды. (по цветам)

Конкурс «сочини сказку»

- Вам предлагаются слова, связанные известным сюжетом, и одно лишнее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их будете по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.

Пора подвести итоги нашего урока.

- Что сегодня мы делали с вами на уроке?

- Какие произведения входят в этот раздел и назовите авторов?

Какое произведение вам запомнилось больше всего? Почему? Чему оно учит?

Произведения собранные в этом разделе учат нас не быть эгоистами, любить, ценить и уважать близких. Делать добро людям.

Наш урок подошёл к концу. Пришло время подсчитывать у кого сколько жетонов.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Слушать учителя.

Соединять автора с его произведением.

Отвечать на вопросы.

Называть правильно произведения и автора.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу на уроке.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу

П: строят рассуждение

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: выполнять самостоятельную  работу.

К: участвуют в учебном диалоге;

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с ребусами.

Словестный: ответы на вопросы.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

Словестный: слово учителя.

Решение частных задач на основе анализа текста  

Словес.: слово учителя

Практический: чтение стихотворения выразительно

Словс.: слово учителя

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словестный: ответы на вопросы

Практический: анализ выраз. чтения  

Словс.: слово учителя

≈ 12

2

10

-А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа)                                                                  - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся).                                                                                                        - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.  

               

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)

          Слово о писателе.

-Валентин Дмитриевич Берестов,  русский поэт. Родился  в семье учителя. Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.

               Первоначальное знакомство с текстом

-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.                  

                                        Первичный анализ                                                  -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях)                                                                              -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны)      - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)        

          Повтор чтения и углубленный анализ                            

–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)

- Чему радуются птицы в последний день зимы?

–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)

–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )

–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?                                          - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению.                          -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)

- Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй свое чтение.

- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург.  Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали  и вернули домой.  

 - А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы.                                                                          - Как вы думаете, о чём это произведение?                      - Как вы понимаете слово «чудо»?

(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)

- Какое чудо описывает автор?                          

Работа со стихотворением

- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».

Разгадывать ребусы. Работать в группах.

   

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Овечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Читать выразительно.

 Проводить самоонализ.

Читать в парах.

Слушать учителя.

Смотреть мультфильм, анализировать его.

 Отвечать на вопросы.

 Строить предположения.

Записывать дз.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.

П: строят рассуждение

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты