Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

    Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные:

    умение прогнозировать содержание по названию произведения;

     Личностные:

            прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

     

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shchshgn-29-02.docx28.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

    Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

    Планируемые результаты:

    • Предметные:

    умение прогнозировать содержание по названию произведения;

     Личностные:

            прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


    Этапы, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Практич.: хоровое чтение

    речевая разминка

    Наглядн: работа со слайдом

    Словесн.: объяснение устойчивых выражений

    8.30-8.31

    8.31-8.35

    8.35-8.40

    - Здравствуйте, ребята!

    Вот звенит для нас звонок –

    Начинается урок.

    Ровно встали, потянулись

    И друг другу улыбнулись

    1.  Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

    Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

    - В ноябре этого года ему исполняется 100 лет со дня рождения.

    Сообщение учащегося.

    Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

    Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

    - Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

    То погаснет, то зажжется

    Ночью в роще огонек.

    Угадай, как он зовется?

    Золотистый... (светлячок). Сообщение о светлячках (cлайды).

    Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

    1. - О светлячке шла речь в рассказе, который вы читали дома. Как называется этот рассказ?

    ( «Он живой и светится»). Запись в тетради: автор, название рассказа.

    -  Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

    Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:

    - работать                над составлением плана рассказа

    - учиться                    давать характеристику героям

    - определить              главную мысль рассказа

    Приветствовать учителя;

    Настраиваться эмоционально на урок;

    Читать с разной интонацией и темпом;

    Читать и объяснять устойчивые выражения;

    Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

    П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    извлекать информацию, представленную в разных формах;

    П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

    2.

    Постановка учебных задач

    Словесн.: составление слов

    8.40-8.45

    1. Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

    - От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

    - Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

    На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.

    - Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

    - Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.

    У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните записанные на них задания.

    Самостоятельная работа в группах (по 4 человека).

    - Найдите в словаре объяснение слова «бублик».

    - Найдите в словаре объяснение слова «брынза».

    - Найдите в словаре объяснение слова «Гватемала».

    - Найдите в словаре объяснение слова «Барбадос».

    - Запишите, что означает слово «моментально».

    - Запишите, что означает слово «добрость».

    - Запишите, что означает выражение «Мишка надулся».

    - Запишите, что означает слово «пристально».

    Проверка выполнения со слайдoм.

    1. Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

    Чтение текста учащимися.

    1. – Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

    - Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

    - Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

    (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

    -  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

    - Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  

    (На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)  

    -  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

    Запись в тетрадь.

    1. - О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

    - О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

    - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

    - Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

    - Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

    - Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

    - Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

    - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

    - Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

    - Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

    1. – О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

    - Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

    - Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

    - Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

    - Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

    - Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

    - Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

    1. – Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

    - Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

    - Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

    - Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

    1. – Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.

    Составлять слова;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

    Физминутка

    8.45-8.46

    - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

    Рано утром, на полянке,
    Так резвились обезьянки:
    Левой ножкой топ-топ!
    Правой ножкой топ-топ!
    Руки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    Все присели, снова встали.
    Вы резвиться не устали?

    Выполнять движения;

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

    3.

    Решение частных задач.

    Практич.: чтение учителем

    Практич.: чтение по цепочке

    Словесн: ответы на вопросы;

    8.46-9.05

    9.05.-9.10

    1. - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

    Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

    Мнения учащихся.

    - А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

    - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

    - Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

    1. – Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.

    Читать;

    Слушать и следить;

    Отвечать на вопросы;

    Анализировать рассказ;

    Р: Читать в соответствии с целью чтения:

    выразительно;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

    4.

    Рефлексия. Подведение итогов

    9.10-9.15

    - Что вам особенно понравилось в рассказе?

    - Справились ли мы с поставленными задачами?

    - За что вы сегодня можете себя похвалить?

    - Домашнее задание: читать рассказ.

    Подводить итог урока;

    Записывать домашнее задание;

    Р: понимание причин успеха в учёбе;

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

    Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

    Конспект к уроку литературного чтения "Пересказ. В.Драгунский «Он живой и светится»

    Тема: Пересказ.В.Драгунский «Он живой и светится»Цель: познакомить учащихся с произведением В. Драгунского «Он живой и светится»...

    Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...