Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Внеурочная деятельность по программе "Перспективная начальная школа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_nauchnogo_kluba_mladshikh_shkolnikov.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»

  Тема. Развитие кругозора: О настоящем  и ненастоящем  богатстве.  Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

 Дидактическая цель:   обучение младших школьников деловому общению.

 Цель урока: учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение  работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД:  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

     Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

         Средства обучения:

  • хрестоматия
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Подготовительная работа:  прочитать произведение «Карлсон,  который живет на крыше», приготовить презентацию, написать объявление, сделать красочные  пригласительные билеты, подписать бейджики  (гости не должны испытывать трудностей в общении с детьми). 

Участники:

Председатель младшего научного общества …(Фамилия Имя учащегося). Выбирается заранее  и совместно с                    учителем намечает план проведения заседания.

Докладчики: 8 человек:  ……(Фамилия Имя учащихся).  Выбираются заранее.

Под руководством учителя они готовят сообщения об Астрид  Линдгрен  и подбирают упражнения для работы в группах.

Микрогруппы: 4 - 6 человек.

Приглашённые: завуч школы,  учитель русского языка, библиотекарь школы.

План заседания: Мебель в классной комнате расставлена с учётом групповой работы. Учащиеся до начала занятий разделены на 3 группы, поэтому каждый ученик знает, за каким столом он будет работать. За столами для президиума сидят гости и председатель заседания. Сам учитель сидит с ребятами класса. Учитель представляет председателя

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Электронные ресурсы

Формирование УУД

1 Организационный момент

-  Сегодня я ребята предлагаю вам принять участие в очередном заседание клуба «Ключ и Заря». Слово предоставляется председателю  нашего научного клуба.

Председатель:

-Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить …- завуч школы, … -  учитель русского языка, …- библиотекарь,  …  - родитель класса.

1,2  слайд

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

- Отгадав загадки про литературных героев,

вы можете сами сформулировать тему нашего заседания.

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. Карлсон.)

Вместе с Карлсоном

прыгал с крыш

Шалунишка наш... (Малыш).

- Что вы могли бы узнать по теме? Ваши предположения?

Ожидаемый ответ: познакомиться  с творчеством Астрид Линдгрен.

3 слайд

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

III. этап выявления места и причины затруднения;

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Маша утверждает, что это сказка о настоящем друге? А Миша считает – о веселом, забавном  толстячке с пропеллером  на спине.

Сегодня на заседании мы узнаем: кто из них прав и почему?

Председатель познакомит с планом работы.

План работы:

1.Творческий путь швейцарской  писательницы  Астрид Анна Эмилия Линдгрен . Выступление  первой  творческой  группы .

2.Произведения   Астрид Линдгрен.  Выступление  второй   творческой  группы экскурсоводов.

3. Книга о толстячке с пропеллером  на спине. Дискуссия по книге.  

4. О настоящем  и ненастоящем  богатстве в книге Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

 Работа в группах.

Предлагаю открыть заседание клуба.

4 слайд

5 слайд

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения материала

1.

-  Предлагаю  предоставить слово первой группе, которая  расскажет о творческом пути швейцарской писательницы Астрид   Линдгрен.

 

 

-  Почему Астрид Линдгрен писала только для детей?

Первая группа

1 ученик:

- Астрид Анна Эмилия Эриксон (1907–2002) родилась на хуторе  Нас, недалеко от Виммербю (Швеция).

2 ученик:

- В детстве Астрид хорошо училась в школе, сочинения очень нравились учителю по литературе, он знал, что из неё получится  хорошая романистка. Она очень любила произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который  глубоко раскрыл  детский мир.

В 17 лет она журналистка, а позже в Стокгольме работает секретарём.

3 ученик:

- Свою первую большую сказку – «Пеппи Длинныйчулок» – Астрид Линдгрен написала в подарок дочери.

4 ученик:

- В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения.

На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Её книги стали самыми  популярными произведениями  для детей.

Председатель:

- Нет ли у присутствующих вопросов к выступающим?

(Дети отвечают на вопросы гостей.)

Ожидаемый ответ:

Базовый уровень: Все люди родом из детства.

Повышенный уровень:

Она разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства.

6 слайд

 7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2.

- Предоставляем слово  второй группе.

Вопросы от гостей.

- Какую книгу Астрид Линдгрен, кроме Карлсона  вы прочитали?

- Ребята, как вы считаете, чем привлекла  детей книга о Карлсоне?

Вторая группа экскурсоводов

1 ученик:

- Как-то вечером, Астрид  шла по улице. С  ней  приключилась беда.

2 ученик:

Для более взрослых детей она написала книги о сиротах- это «Мио,  мой Мио», «Приключения  Кале - сыщика»  Слайд

3 ученик:

- Идею «Карлсона, который живет на крыше» тоже подсказала дочь. Карлсон – это маленький веселый человечек,  красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Книгу «Малыш и Карлсон», который живет на крыше, надо просто читать и смеяться. И снова читать и смеяться.

4 ученик:

- По этой книги в театрах ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы.

Председатель:

- Нет ли у присутствующих вопросов к выступающему?

(Дети отвечают на вопросы гостей.)

Ожидаемый ответ: Веселый герой, смешные истории, забавные приключения.

12 слайд,

 Отрывок из фильма

13 слайд, отрывок из фильма

14 слайд

15 слайд

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3.

- Приглашаем 3 группу

Вопросы задают гости.

Ученику, который играл роль Малыша:

- Тебе было трудно играть роль Малыша?

Ученику, который играл роль Карлсона:

- Тебе понравилась роль Карлсона?

Инсценирование отрывка из сказки «Карлсон, который живет на крыше» (День рождение Малыша)

Ожидаемый ответ повышенного уровня: Да. Хотя мой герой - это мой ровесник.  Моя роль - это показать, что я настоящий друг, что мне можно верить.

Ожидаемый ответ повышенного уровня: Да. Изобразить Карлсона  - это значит надо пошалить, повеселиться, фантазировать и выдумывать.

 А мы дети -  это любим делать.

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании поступков героев.

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста

Коммуникативные:

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

1.Книга о толстячке с пропеллером  на спине. Дискуссия по книге.  

- Каким вы представляете себе Карлсона?

- Какое мнение вы составили о Карлсоне:

1) когда он сломал паровую машину;

2)  когда он нрассказы о том, что у него в домике тысяча машин и тысяча картин;

3)  поведение Карлсона в гостях;

- А какой был Малыш?

– О чём мечтал Малыш?

- У Малыша появилась собака, о которой он очень давно мечтал и с которой можно дружить и играть, но почему он не перестает  думать о Карлсоне?

Ожидаемый ответ: Карлсон – это маленький человечек, поскольку маленькое расстояние с кровати до пола он стремительно пролетает при помощи своего мотора.

Ожидаемый ответ:

Карлсон хвастается, преувеличивает, считает себя лучшим, может приврать, ведет себя в гостях совершенно неприлично, он обжора и совершенно не умеет себя вести себя  в гостях.

Ожидаемый ответ: Доверчивый, добрый.

(О собаке.)

Ожидаемый ответ: Он  жизнерадостный и энергичный, выдумщик, фантазер, с ним всегда весело и интересно.

Вопросы задают гости.

- Кого можно считать настоящим другом? Почему?

16 слайд

17 слайд

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании поступков героев.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

VI. Динамический момент.

-Ну, а теперь немного отдохнем.

Ребята, скажите, по календарю уже зимний месяц идет, или еще осенний?

Давайте пройдем и понаблюдаем  за полетом снежинок.

(Звучит спокойная симфоническая музыка).

- По календарю осенний месяц. Но на улице уже снег.

На стене закреплены снежинки      *    *          *

*            *              *

Упражнение на снятие утомления глаз

18 слайд

VII. Самостоятельная работа (работа в группах)

Работа в группах.

1 задание для первой и второй группы

Малыш – это настоящий друг?

- Ребята, составьте  модель настоящего друга и представьте ее нам.

Приложение №1,2.

Первое задание для третьей группы

Игра «Журналисты»

  Ребята, вам нужно выбрать того, кто хочет побывать в роли Малыша. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос герою. Задача «героя» произведения – дать полный, хороший ответ.

(Вопросы журналистов. Приложение № 3)                                              

Второе задание для 1,2,3.

Подобрать пословицы о дружбе.

 Предлагаю вам вспомнить пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.

(Приложение№4)

Председатель:

- Предлагаю начать работу в группах.

Ребята самостоятельно выполняют задания.

Ребята самостоятельно выполняют задания.

Председатель:

Подведём итоги нашей работы. Слово командирам групп.

Коммуникативные:

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

VIII. Итог занятия

- Вспомните, какую цель вы поставили в начале заседания,  достигли ли вы этой цели?

-Что нового и  интересного узнали на заседании клуба?

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

IХ. Рефлексия деятельности

(В заключение заседания выступают гости, которые высказывают мнение о работе детей.)

- Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть  всегда с вами рядом будут настоящие друзья - это настоящее богатство.

- Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите смайлик на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

На этом заседание клуба закончено. Спасибо всем за работу. До свидания.

Ученик читает стихотворение:

Если есть друзья на свете

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

Список использованных источников

  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
  2. 2.Малаховская, О. В. Литературное чтение : 2 кл. : хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
  3. 4.Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Программы по учебным предметам : 1-4 кл. : 1 ч./ Сост. . Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  5. Толковый словарь русского языка [текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Эксмо, 2007.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
  7. Пректирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией  прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

8. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Приложение №1

Выберите  плавильные высказывания о Малыше. Докажите свой выбор.

- растерянный,

- не скажет правду

- честный

- не признает свои ошибки

-доверчивый 

Ответы:

1. Растерянный («Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез. «Моя паровая машина... – всхлипывал он. – Моя паровая машина развалилась на куски!»)

2. Надежный  (Малыш отстаивает свою дружбу. («Карлсон, который живет на крыше, тоже придет ко мне, – сказал Малыш и смело посмотрел маме в глаза».)

3. Доверчивый (Малыш верит всему, что говорит Карлсон  и просит его прилететь еще.)

Приложение №2

Выберите  плавильные высказывания о Малыше. Докажите свой выбор.

- честный

-оставит в беде

-не хочет ставить своего друга в неудобное положение

-  не подойдет первым мириться

- верный

Ответы:

1.Честный (Всегда  говорит правду)                                                                                                                                                              2. Верный (У малыша появилась собака- новый друг, но он о не перестает думать о Карлсоне.)

3. Не хочет ставить своего друга в неудобное положение (Малыш боится, что кто-то из членов его семьи напомнит Карлсону неприятный эпизод с паровой машиной).

Приложение №3

– Скажи, Малыш, о чем вы мечтаете больше всего на свете?

- Зачем тебе собака?

- Ты очень расстроился, когда сломалась твоя паровая машина?

- Как изменилась твоя жизнь после знакомств с Карлсоном?

Приложение №4

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Перспективная начальная школа. 2 класс. (Заседание научного клуба младших школьников) Тема: Твоя безопасность на улице

Урок по теме "Твоя безопасность на улице"  Этот урок проводится в форме заседания Научного клуба младших школьников. Учащиеся в процессе исследований находят ответы на вопросы безопасности....

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 1 выпуск

Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-с...

АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 2 выпуск

Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-сского муниципального рай...

АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 3 выпуск

Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился МОУ "СОШ N 33 им. П. А. Столыпина".Научным руководителем и идейным вдохновителем клуба явля-ется учитель начальных классов, учитель высшей категор...