Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Косарева Светлана Анатольевна

Данный урок  проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а также в соответствии  с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно - деятельностный подход

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема  урока

 «Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с сюжетом, нравственной коллизией»

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Учебник

Литературное чтение: Учебник для 2 класса, В 2 ч.- Самара: Издательство « Учебная литература»: « Издательский дом «Федоров»,2012 г. Автор: В.Ю.Свиридова (Система Л.В.Занкова)

Автор урока(ФИО, должность)

Косарева Светлана Анатольевна,

 учитель начальных классов,

 высшая квалификационная категория

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»


1.3 План-конспект  урока

Тема урока

«Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа с сюжетом, нравственной коллизией».

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ).

Класс

2

Цель

Содействовать формированию  у учащихся представлений об особенностях авторской сказки

Задачи

Предметные УУД:

Создать условия для развития у учащихся умения:

-осознанно, правильно и выразительно читать текст;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать  сущность поведения героев, характеров;

-менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

-понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять анализ, проводить сравнение;

-обобщать, владеть основами смыслового чтения текста;

Метапредметные УУД

Создать условия для развития у учащихся умения:

Регулятивные УУД

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

- осуществлять пошаговый контроль;

-различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД

-реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться, приходить к общему решению;

Личностные УУД

-сохранять мотивацию к учебе.

Методы и формы работы

Методы:  проблемно- диалогический  метод, наглядный метод.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование

Проектор, компьютер, интерактивная доска Clasus. Презентация  к уроку выполнена в программе Microsoft Power Point

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА  

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

6

1

Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Вот с таким хорошим настроением начинаем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1-2

2

Актуализация знаний

(С.2) -Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю, детективу?

(Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение)

(С.3) -Посмотрите на слайд и определите, какое произведение мы сегодня будем исследовать? ( Просмотр фрагмента)

-Отрывок,  из какого произведения вы просмотрели? Кто автор?

Как определили? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспринимают видеофрагмент. Воспроизводят информацию

3

Постановка задач урока

(С.4) -Назовите тему урока?

-Ребята, но мы не первый урок работаем над этим произведением? Все ли секреты разгадали и исследовали?

-Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться?

( Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что – то новое)

- «Сказка о рыбаке и рыбке», какая сказка  авторская или народная? Почему?

-Что вы знаете о А.С. Пушкине?

-Есть ли еще различия между русскими народными сказками и авторскими?

-В какой форме создаются сказки?

( В устной – народные сказки,  в письменной – авторские)

- Может ли меняться сюжет народной сказки?

( Да, например « Зимовье зверей»)

А у авторской? ( Сюжет не меняется).

-На какие жанры делятся все русские народные сказки?

(О животных, бытовые, волшебные)

 -Есть ли такое деление у авторских?

(С.5)- Сделайте вывод, чем же народная сказка отличается от авторской?

- Сюжет, какой сказки использовал А.С. Пушкин для создания «Сказки о рыбаке и рыбке»?

 -Сюжет одной из народных сказок, услышанных Пушкиным от няни, и лег в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Что же Пушкин взял из народной сказки, а что добавил своё?

Попробуем разобраться.  

Формулируют тему урока и определяют задачи. Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки

4

Построение проекта выхода из затруднения

ЭОР №1 «Расставь кадры в нужном порядке»

ЭОР №2

«Подбери цитату»

- Назовите  какие приметы волшебной народной сказки А.С. Пушкин взял для своей сказки и докажите примерами из текста.

 -Если Вам нужна помощь загляните в волшебный сундучок и выберите только то, что  использовал автор.

Уч. стр.110,115.

-Как начинается сказка?

1.Традиционное начало сказки. Зачин.

( Жил старик со своею старухой)

2.Волшебный помощник.

( Волшебная золотая рыбка)

В чем  её необычность? (Золотая, умеет говорить, исполняет желания)

3.Цепочка героев

( Старик, старуха, золотая рыбка)

4.Волшебное число 3.

(3 раза закидывал невод.  Жили тридцать лет и три года.)

5.Повторы

- Есть ли повторение сюжета в сказке?

-Как  они выглядят в нашем учебнике?

( Они выделены желтым цветом)

Перечитайте и сравните  их.

1,2 часть -  вслух. Читают ученики.

 3,4,5 часть - про себя.

6 часть - вслух.

-Чем они похожи?  ( Во все идет разговор старика и рыбки)

-Чем отличаются?  ( Меняются желания старухи, обращения старика)

В 1 отрывке старик ничего не просит. В 6 отрывке  золотая рыбка ничего не ответила.

-Вывод: разные повторы – вот, что отличает Пушкинскую сказку от народной.

-Какие еще изменения происходили в сказке?  ( Менялся цвет моря)

(С.6) Интерактивное задание №1

-Расставь картинки  в верной последовательности так, как менялось море.

(С.7)Интерактивное задание №2

-Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

1.Море слегка разыгралось.

2. Помутилось

3.Неспокойно синее море.

4.Почернело синее море

5.Видит, на море черная буря.

Вывод: Описание природы не встретишь в народных сказках.

Определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивают  свои ответы с ответами одноклассников, участвуют в диалоге, дополняют высказывания других.

Соотносят изображение с соответствующими словами из текста

Учащиеся с помощью маркера перетаскивают картинки и расставляют их  в нужной последовательности

Учащиеся с помощью маркера перетаскивают нужную цитату к подходящей картинке

5

Физминутка

«А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю.

И резвимся на просторе.
Веселее загребай.
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно.
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Дети выполняют движения

6

Реализация плана.

(продолжение)

7.Образы героев

- А образы старика и старухи – сказочные или настоящие? Давайте посмотрим, есть ли в тексте подробности, которые нам рассказывают, какие герои по характеру?

-Каким мы представили старика?

( Отпустил он золотую рыбку

И сказал ей ласковое слово)

-Какой увидели старуху? Какой она нам показалась?  (злой, сварливой)

Какой же характер у старика, и  какой у старухи? 

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

7

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по карточке 1.(Приложение 1)

 Соедини стрелкой черты характера с героем

(С.8) Взаимопроверка на интерактивной доске    

                                   

Вывод: В сказке Пушкина описание героев реальное, а в народных сказках - условные.

Соотносят героя с его характером

Учащиеся с помощью маркера соединяют слова, обозначающие характер героя с изображением героя

8

Реализация плана.

(продолжение

8. Добро и зло

- В сказке есть всегда добро и зло.

Что воплощает старуха?  А старик? Кого еще можно отнести к добру?

9.  Стихи или проза

- Сказка о рыбаке и рыбке – это стихи или проза?  (стихи)

Вывод: Русские народные сказки не писались в стихах.

-Что же мы хотели выяснить?                                                                

(С.9) Вывод: Итак, мы сейчас выяснили, что А.С. Пушкин создал произведение похожее на  народную сказку. В ней изображена жизнь русского народа, она написана простым понятным языком, но она гораздо глубже, содержательнее, в ней автор создает свою особую сказку, делая ее более художественной и интересной.

-Мы заканчиваем изучать это произведение. Давайте еще раз обратимся к сюжету сказку.

(С.10)

-Откройте учебник. Стр.124. Какой значок видим? (Работа в группах)            

 -Поделимся на группы.

Прочитайте задание. Что нужно найти?

(Найти на линии сюжета узелки событий).

Что дается вам в помощь?   (схема)

1группа ищет ответ на вопрос:  Где история завязалась?  

(1 выделенный эпизод)

2 группа  ищет ответ на вопрос:   Где переломная точка сюжета, точка высшего напряжения – кульминация?

(Чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.  До конца стр. 123)

 3 группа ищет ответ на вопрос:   Где история развязалась?

(На пороге  сидит  его старуха, а пред нею разбитое корыто)

-Почему же так грустно закончилась сказка? Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?  (остаться ни с чем)                                                                                

-Прочитайте слова А.С. Пушкина « Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам - урок»

-Какой же урок преподнес нам великий поэт?

(С.11) Выберите точную формулировку:

-Как здорово поймать золотую рыбку!

-Как плохо быть сварливым и жестоким.

-Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

-Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

-А вы бы, если бы поймали золотую рыбку, как поступили? Выпустили рыбку или все же загадали желание?

Дома вы рисовали золотую, волшебную рыбку. Покажите ее нам.

Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Кто хочет, может загадать желание, а кто хочет, выпустите  ее в наше воображаемое море.

Учащиеся моего класса выпустили своих золотых рыбок в воображаемое море.

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

Анализируют, сравнивают.

Воспроизводят информацию.

Участие в обсуждении

9

Рефлексия деятельности

-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?                        

-Удалось нам их реализовать?

-Есть ли над чем еще работать?

Д/З.  Придумать викторину или кроссворд по сказке.

-Откройте еженедельник и оцените свою деятельность на уроке.

        (С.12)

-Все молодцы! Похлопайте себе и пожмите друг другу руки. Всем спасибо за урок.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке

Список использованной литературы

1.А.И. Вороговская «Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса // ООО « Издательство Оникс» 2006г

2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл: В 2ч.-2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.

Интернет ресурсы

1.Фото Пушкина А.С.- http://cvsoci.ru/wp-content/uploads/2014/01/724411251.jpg 

2.Фото старика -http://inter.ua/uploads/tv_product/2011/12/27/7e4d4873a57aaec2df6e57821988c3329bc9ddfa.jpg

3.Фото старухи -http://www.moova.ru/_nw/44/17476231.jpg

4.  Фрагмент из мультфильма « Сказка о рыбаке и рыбке» Режиссер: Михаил Цехановский,1950г

ПЕРЕЧЕНЬ  ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Расставь кадры в нужном порядке  (N 190885)

Моноформатный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ebdf4e5-75bf-425c-811e-a94e91d18d2b/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023-1%5D.html

2

Подбери цитату (N 190931)

Моноформатный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/454a7e66-31cd-4d73-a813-5fb309b9ce07/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023%5D.swf

Приложение 1

Карточка №1

Соедини стрелкой черты характера  с героем сказки

Добрый

    Сварливый

         Уважительный

         Бесхитростный

Злобный

Властный

Покорный

Безвольный

Жадный

Ненасытный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....

Методическая разработка презентации - теста " Сказки А.С. Пушкина"

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 3-4 класса после изучения всех сказок А.С. Пушкина. Рекомендовано к использованию во внеклассной работе, в работе по литературному чтению, во внеу...

Учебно-методическая разработка. Путешествие в сказку «Репка» на русском и французском языке.Цикл уроков

Занятие театральной студии на французском языке, 1год обучения в театральной студии и первый год обучения фр.языку.Тема: Знакомство со сказкой «Репка» на русском и французском языке....

Методическая разработка "Путешествие по сказкам"

Данная методическая разработка "Путешествие по сказкам" направлена на закрепление знаний детей русских народных и авторских сказок...

Методическая разработка к занятию "Сказки Пушкина".

Презентация, в которой представлены краткое описание основных фактов биографии А.С.Пушкина и вопросы по наиболее известным сказкам....