МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ

С.С. ПРОКОФЬЕВА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

 

В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфонической сказки С.Прокофьева "Петя и волк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.odt17.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ

С.С. ПРОКОФЬЕВА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Автор: Алексеева О.А.,

учитель музыки

 МБОУ СОШ №40

г. Владимира

 Разработка сделана на основе программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в разделе «В концертном зале».

Методические рекомендации:

  Учитель должен стремиться к созданию на уроке атмосферы увлеченности, заинтересованности музыкой С.С. Прокофьева; пробудить творческое начало учащихся в размышлениях о музыке. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам нарисовать свои иллюстрации к симфонической сказке «Петя и волк» или подготовить инсценировку сказки «Петя и волк» и показать ее на следующем уроке (под музыку).

  При знакомстве с героями сказки рекомендую не давать готовую таблицу на доске, а заполнить ее по мере слушания и осознания учащимися музыкального материала.

  Если у учителя нет возможности обеспечить каждого ученика набором карточек (7 штук на каждого), то можно каждому ученику раздать по 2-3 карточки, которые ребята будут поднимать, когда услышат музыку «своих» героев сказки.

Музыкальный материал:

  • «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»;
  • симфоническая сказка «Петя и волк» (музыкальные темы героев сказки);
  • песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

Изобразительный ряд:

  • портрет С.С. Прокофьева;
  • фотография 9-летнего композитора, играющего на фортепиано;
  • карточки с изображением героев сказки «Петя и волк»;
  • плакат «Симфонический оркестр»;
  • рисунок с изображением рояля.

Понятия:

  • фортепиано, форте, пиано;
  • рояль;
  • тембр;
  • музыкальная тема;
  • симфонический оркестр.

Литература:

  • Т.А.Затямина «Современный урок музыки»;
  • Т. Бейдер, В. Белобородова, А. Тилевич «Музыка»

Цель урока: сформировать интерес к музыке С.С. Прокофьева.

Задачи урока:

  • развитие восприятия музыки, эмоционального и осознанного отношения к ней;
  • познакомить с творчеством С.С. Прокофьева;
  • закрепление знаний об инструменте «фортепиано»;
  • познакомить с инструментами симфонического оркестра;
  • сформировать представление о понятии «тембр»;
  • научить различать на слух музыкальные  инструменты;
  • развитие певческих умений и навыков (выработка унисона, кантилены, умение удерживать дыхание на протяжении всей фразы).

Ход урока:

Вход в класс под «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева.

  • Ребята, кто вспомнит автора марша, под который вы вошли в класс?

(С.С. Прокофьев).

  • Сегодня мы поговорил об этом композиторе и  о его  музыке. Это был крупнейший русский композитор, автор многих известных во сем мире балетов, опер, многочисленных симфонических и фортепианных произведений.
  • Давайте вспомним, с какими произведениями С.С. Прокофьева мы уже познакомились на предыдущих уроках?

(учащиеся называют произведения «Утро», «Прогулка», «Вечер» и др., если затрудняются, то учитель наигрывает музыкальные фрагменты).

  • У каждого композитора свой путь приобщения к музыке, но всех объединяет большой интерес к музыке с детства. С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, на Украине. Маленький Сережа с детства полюбил музыку и, еще не зная нот, всюду рисовал нотные знаки, как другие мальчики рисуют домики, кораблики или человечков. Он очень любил природу, собирал гербарии, коллекции, много читал, играл в шахматы. Однажды Сережу взяли в Москву и повели на спектакль в оперный театр. Оркестр, декорации, пение солистов и хора произвели на него огромное впечатление. Вернувшись в Сонцовку, Сережа пробует сам сочинять и ставить музыкальные спектакли. Свои первые детские оперы он назвал «Великан» и «На пустынных островах». Юный композитор пытался изобразить в музыке явления природы: порывы ветра, дождь, бурю. Исполнителями его опер были деревенские ребятишки, а зрителями — все домашние. В этом детском увлечении музыкальным театром проявились большие творческие способности Сережи. Но чтобы стать настоящим композитором, надо было много и долго учиться. Начались серьезные занятия музыкой под руководством композитора Р.М.Глиэра.

К 13-ти годам Прокофьев был подготовлен для поступления в консерваторию на композиторский факультет. «Вступительный экзамен, -вспоминал он впоследствии,- прошел довольно эффектно. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре мои оперы, две  сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес». Талантливый тринадцатилетний мальчик-композитор был сразу принят в консерваторию по трем специальностям: как композитор, пианист и дирижер.

  • Скажите, а кто такой пианист?

еловек, который в совершенстве владеет игрой на фортепиано).

  • А что означает это слово?

ебята уже знают, что форте — это громко, пиано — тихо. Это громкий- тихий инструмент)

  • А вы знаете, что фортепиано бывает двух видов: в форме концертного рояля и инструмента для домашнего музицирования (пианино)?

 

Учитель читает стихотворение.

  • Сергей Прокофьев в детстве очень любил слушать сказки. А когда он вырос, решил написать для детей свою музыкальную сказку. Он очень хотел научить ребят любить и понимать симфоническую музыку. И написал для них симфоническую сказку «Петя и волк» о смелом пионере Пете, который спасает своих друзей от злого волка. (Учитель рассказывает сюжет сказки). Исполняют сказку чтец и симфонический оркестр. Для каждого героя сказки композитор сочинил яркую, своеобразную музыку. Она становится еще выразительнее оттого, что все действующие лица этой сказки изображены в оркестре своим инструментом.
  • Напомните мне героев сказки.

ченики называют героев, а учитель записывает на доске)

Герои сказки

Музыкальные инструменты

Петя

2 скрипки, альт, виолончель

дедушка

фагот

птичка

флейта

утка

гобой

кошка

кларнет

волк

3 валторны

охотники

литавры, большой барабан

  • - У каждого музыкального инструмента есть свой ТЕМБР, благодаря которому мы не спутаем, например, скрипку с флейтой. У человека тоже есть свой  неповторимый тембр голоса. Когда вам кто-то звонит по телефону, вы, не видя человека, по тембру его голоса узнаете, кто вам звонит. Итак, тембр  - это окраска голоса человека или музыкального инструмента.
  • Давайте познакомимся с нашими героями. Не забудьте, что у каждого из них есть своя мелодия (музыкальная тема), которую исполняет определенный инструмент.

(Ученики слушают фрагменты основных тем. Учитель объясняет и записывает в таблицу музыкальные инструменты).

  • А сейчас давайте поиграем в одну интересную игру и заодно проверим нашу музыкальную память.

(Учитель раздает карточки, на которых изображены герои сказки).

  • Игра называется «Картинки». Я буду включать музыкальные темы разных персонажей сказки, а вы должны вспомнить, кого характеризует эта музыка, и поднять правильную карточку.

(После каждого фрагмента учитель задает вопрос: «Как вы узнали, что эта мелодия характеризует именно этого героя?». Учащиеся отмечают различные средства музыкальной  выразительности, музыкальные инструменты. Учитель благодарит учащихся за внимательность.)

  • Сегодня мы познакомились с героями сказки и запомнили их музыкальные характеристики (мелодии, тембры музыкальных инструментов). На следующем уроке мы послушаем всю сказку целиком в записи и придем к одному очень важному выводу, что музыка всегда развивается и  вместе с развитием сюжета сказки будут видоизменяться и музыкальные темы героев, но, конечно, мы их все равно узнаем.
  • Давайте споем песню «Сказки гуляют по свету» (Работаем над развитием певческих умений и навыков).
  • Не правда ли, увлекательное путешествие в мир сказки мы сегодня совершили, а помогла нам в этом музыка С.С. Прокофьева!!!

Выход из класса под «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно-ролевого урока по легкой атлетике для учащихся 1-4 классов по предмету: "Физическая культура"

Сюжетно-ролевой урок направлен на формирование интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждение их активной деятельности, получение сведений об истории возникновения и развитии легк...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"

Данный урок  является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...

Сценарий сказки «Колобок» на английском языке для учащихся 3 классов

Данная разработка способствует  развитию навыков и способности диалогической речи; созданию условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков ...

Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...

Развитие творческих способностей учащихся . Совместно с учителем музыки Ермаковой Т.А. создан на базе моего класса ансамбль "ЛОЖКАРИ"в рамках реализации ФГОС доп. образование

Совместно с учителем музыки Ермаковой Т.А. создан на базе моего класса ансамбль "ЛОЖКАРИ"в рамках реализации ФГОС доп. образование. Выступаем на школьных праздниках, в поселковом клубе, в ЦР...

Сценарий сказки "Репка" на английском языке для учащихся 3 классов. The Turnip.

Сценарий сказки "Репка" предназначен для учащихся начальной школы.  Театральные постановки на уроках английского языка способствуют повышению мотивации учащихся, а также преодолению пас...