Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кухина Галина Викторовна

Данный урок  является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских народных сказок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skazka.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обучения

грамоте и музыке в 1 классе

«Сказка в народном творчестве»

( урок- закрепление пройденного материала)

Дата проведения

19 ноября 2013год

Кухина Галина Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»

 г. Алексина Тульской области

Цели урока следующие:

образовательные: обобщение первоначальных знаний о сказках, знакомство со старинными русскими музыкальными инструментами, формирование у учащихся теоретического знания о связи музыки и литературы;

развивающие: развитие творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить, развитие воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости, способности к открытию;

воспитательные: воспитание музыкальной культуры, чувства уважения к культуре своего народа, формирование умения чувствовать красоту музыки и русской речи.

                                                                                                                                       

Ход урока

Постановка задачи

-Ребята, попробуйте определить о чём пойдёт речь сегодня на уроке

 ( звучит музыка «В гостях у сказки» + картинка с анимацией)

Слайд №1

Слайд №2

- Действительно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Но урок сегодня необычный. Мы не только обобщим свои знания о сказках, но и поговорим о роли музыки и сказки и познакомимся с некоторыми музыкальными инструментами. Ну, что ж , вперед!

( Щелчок, муз на 2 слайде)

- О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати , подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка

- Любите ли вы сказки, ребята

- какие сказки вам особенно запомнились

- Кто из вас самостоятельно читает сказки

- А любите ли вы, когда сказку вам читает мама или бабушка

- А почему?

- Любите ли вы смотреть сказочные мультфильмы или сказки

- А замечали ли вы, что сказки всегда сопровождаются музыкой

- А для чего

Работа в группах

-Повернитесь друг к другу так, чтобы образовались группы, откройте конверты. И соберите из рассыпавшихся слогов названия сказок

Зо   луш  ка       Дюй    мо   воч    ка    Кот  в са  по  гах  Сне  гу  роч  ка Ко  ло  бок  Реп  ка  Те  ре  мок

- В честь каждой правильно угаданной вами сказки я зажгу на доске огонек. Огоньки будут разного цвета. Догадайтесь, почему ( дети приходят к выводу, что сказки делятся на авторские и народные, называют авторов литературных сказок)

 Слайд №3

- У каждого народа есть  свои сказки: у французов- французские, у немцев- немецкие, у поляков – польские. В какое государство отправимся мы, вам подскажут музыкальные инструменты

( щелчок на слайд № 3 колокольный звон)

- Вы узнали этот музыкальный инструмент? ( ответы детей)

Слайд №4

- А когда звонят колокола? ( ответы детей)

- Колокол- один из самых старинных музыкальных инструментов. Никто сегодня не может с достоверностью сказать, где и когда  появились колокола. Но церковный звон сопровождал человека всю его жизнь. Колокол вещал о радостных и печальных событиях,  служил своеобразными часами  в старые времена. Колокола предупреждали об опасности, нападениях врагов, пожарах, военных победах, венчаниях. Разговаривает колокол при помощи языка. А как вы думаете, где у него язык? ( ответы детей)

-А в какое государство нас привели колокола ( Россия- Русь)

Слайд №5

- Подумайте, какая звуковая схема соответствует слову Русь. Докажите.

 

Слайд № 6

- Вот она, красавица Русь, с белокаменными Кремлями, мощными стенами, златоглавыми соборами. Великая Русь, гордая Русь, непобедимая Русь. А еще ее величают колыбелью русских сказок.

- Очень часто на старинных русских площадях можно было встретить человека с музыкальным инструментом в руках. Он с любовью касался его струн и под звук мелодии говорил сказку. Ребята, а какими словами обычно начинается сказка ( Жили- были…, в некотором царстве…)

- Как ребята, одним словом назвать начало сказок?  (зачин)

-Ну, а теперь послушайте звучание музыкального инструмента и догадайтесь, что это?

(Щелчок , музыка гуслей, дети угадывают)

- Гусли – струнный музыкальный инструмент. Перед вами щипковые гусли. Позже появились клавишные

Слайд №7 «Садко»

-Узнали ли вы, дети, этого сказочного героя?

- Кем он был? Кто помог ему разбогатеть?

- А почему Садко оказался в плену у морского царя?

- кто помог ему вырваться из плена?

- Что Садко построил в память об этом святом?

- А теперь послушайте фрагмент музыки, который звучит в сказке «Садко». Сумеет ли музыка подсказать вам , что происходит в сказке в этот момент?

Слайд 7 , музыка   ( беседа о характере музыки)

 Слайд №8 (Отрывок фильма- сказки «Садко»)

-  Оказывается, музыка очень красноречива и умеет рассказывать без слов.

 

Слайд №9 ( фото рожка)

- Знаком ли вам этот музыкальный инструмент? Кто обычно играет на нем в сказках? Из чего сделан рожок? ( ответы детей)

 (Музыка по щелчку)

- Удивительное слово рожок. В русском языке его называют многозначным. Почему? Какое еще значение может иметь слово рожок или рожки? ( ответы детей)

Слайд 10 ( Многозначность слова рожок)

- Звучит рожок, звенит рожок, он в сказку нас ведет , дружок.

- Сейчас нам предстоит угадать сразу несколько сказок. А сколько их вам подскажет магическое число в русских сказках. ( три)

 Слайд 11 ( текст)

- Прочтите фрагмент сказки и угадайте ее название.

 

Слайд 12 («Снегурочка»)

Слайд 13 ( текст)

Слайд 14 ( «Маша и медведь»)

Слайд 15 ( текст)

Слайд 16 ( «Царевна- лягушка»)

- Соотнесите названия сказок со схемами

Слайд 17 ( стрелки)

Релаксация

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас в чудесное, таинственное местечко. Закройте глаза и представьте себе : вечереет…Затихает природа, ветер пропадает куда-то . Пахнет спелой рожью, сеном, хвоей, рекой. Тишина… Далеко слышно, как брякнуло у колодца ведро, как крякнула утка у реки. В такие минуты невольно чего-то ждешь. И тут в сумерках раздается звук. И до т ого он поражает неожиданностью, что не можешь понять, на чем играют. А может быть, это кто-то поёт?! Откройте глаза и послушайте.

Слайд № 18 ( река)

Слайд №19 ( дудочка)

-А ну-ка, угадайте , кого привела к костру дудочка?

Слайд №20 ( схема слова Леший)

-Что вы можете сказать о слове по этой схеме( ответы детей)

- А я добавлю, что этот персонаж мужского рода. Теперь попробуем открыть буквы

Первый звук в этом слове такой же, как и первый звук в слове лето.

Какой буквой обозначим его. Последний звук в слове такой же, как последний звук в слове рой. Кто же это?

Слайд № 21 ( Леший) Беседа о Лешем

- А вот второй герой, точнее героиня. Первый слог в этом слове такой же как и первый слог в слове кино.

Второй слог точно такой же. Кто это? ( ответы детей)

Слайд 22 ( Кикимора)

Слайд 23 ( герой или героиня)

- Кто же третий? Герой или героиня? ( ответы детей)

- Оставьте только трехсложные слова и вы узнаете, кто это.

Слайд 24 ( Баба- Яга)

- Ну, а теперь задание по рядам. Попробуйте определить лишнюю сказку и докажите это. ( ответы детей)

Слайд № 25 ( бытовые, о животных и волшебные)

- Но вернемся к музыке. Удивительная вещь музыка. В ее звуках можно услышать и писк мышки, и рев медведя, и свист Бабы –Яги. Но музыка способна озвучить даже неживые предметы. Сейчас на слайде появятся три предмета. Догадайтесь, какие.

-Кто знает эту сказку с детства,

Поймет , о чем я говорю.

Какое транспортное средство

Емелю привело к царю ( Ответы детей)

Слайд №26 ( печка)

- Это скатерть знаменита тем,

Что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна ( ответы детей)

(Щелчок, открывается самобранка)

- В чащобе густой , среди мхов и болот

Есть домик, в котором старуха живет,

Ну, плохонький домик, и все б ничего,

Но ноги куриные есть у него

(Щелчок, избушка)

- А теперь послушайте фрагмент музыки и догадайтесь, какой из этих предметов озвучен. ( ответы детей, делятся своими впечатлениями о музыке)

Слайд №27 ( фрагмент мультфильма)

- Ребята, а какими словами обычно заканчивается сказка? Как назвать это одним словом ? ( концовка)

- Ребята, сегодня  мы с вами обобщили первоначальные знания о сказках. Познакомились с русскими народными музыкальными инструментами и научились слышать, о чем рассказывает музыка. Я думаю, вы поняли, что эмоции можно выражать по разному. Сказочник выразит свои мысли словами, а композитор - музыкой.  Читайте сказки. Вслушивайтесь в музыку. И мир раскроется перед вами в самых ярких красках.

 Слайд №» 28 ( Спасибо за работу)

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»

Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала.  Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...

Конспект интегрированного урока обучение грамоте и окружающего мира.

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.УМК "Школа 2100"....

Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

Конспект интегрированных уроков обучения грамоте в 1 классе. "Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд"

Предмет: обучение грамоте русский язык и литературное чтение(2 урока по 45 минут)Тип урока: открытие новых знанийТема: «Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд» Цели:-Поз...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...