Мои выступления
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Фахертдинова Лайсан Ахматгаяновна

                                                                             Мышление развивается в проблемной ситуации,

 Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

на уроках в начальной школе.

                                                                             Мышление развивается в проблемной ситуации,

 Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

Какими приёмами ТРКМ я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения, окружающего мира, истории замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

батер

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанным  в учебнике опытам  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

        

Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:

№ опыта

                           Содержание опыта

           Результат опыта

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 3 класса в ходе изучения древнерусских былин и древнегреческих мифов.

1. Геракл.                                                    

2. Умный и благородный.

3. Вырос, послужил, прславился.

4. Совершил подвиги и стал бессмертным.

5. Герой!                       (Пономарёва Алиса)

1.Илья.                                                                                         1. Святогор.

2. Могучий, храбрый.                                                               2.  Сильный, мужественный.

3. Ехал, сражался, победил.                                                   3.  Встретил, побратался, умер.

4. Всем людям радость дарил.                                              4.  Он обладал волшебной силой.

5. Герой!                           (Герасимова Настя)                       5.  Богатырь.       (Ткачёва Полина)

1. Святогор.

2. Большой и сильнейший.

3. Уснул, побратался, ложился.

4. Святогор – неземной могучий богатырь.

5. Гора!                         (Петрова Дарина)

Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения  с использованием технологии РКМ

Тема: Даниил Хармс "Про собаку Бубубу"

Цели: 1. Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова.

            2.Увязать новое с уже известным, создать новое понимание.

            3.Закрепление новых знаний, перестройка своих представлений, выражение новых идей и информации своими словами, обмен идеями.

Оборудование: книги Д.Хармса, портрет, интерактивная доска, слайды, таблица «ЗХУ».

Приём: "чтение с остановками".

Ход урока:

I. Орг.момент.

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Будем вместе мы опять

Думать, строить, сочинять.

II. Постановка темы и цели.

(Отгадывание загадки)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

_ Ребята,  что вы знаете о собаках?  Давайте составим кластер.

 Составление кластера

(На каждой парте текст о собаке)

- Внимательно читайте текст и заполняйте таблицу

Работа с таблицей «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Запишите всё , что знаете о собаках.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

Текст

    Предком собаки является волк. Превращение собаки в домашнее животное произошло 15 – 20 тысяч лет назад.  Поначалу собака служила помощником на охоте, позже стала еще и сторожем.

    По назначению собаки бывают разные. Караульно-розыскные собаки. Используются для охраны государственных границ и различных объектов. В военные годы собаки были санитарами, миноискателями, связистами.

     В мирное время помогают геологам искать полезные ископаемые. А также ищут преступников, наркотики и взрывоопасные вещества. Собака породы ротвейлер признана лучшей в мире сторожевой и розыскной собакой.          Пастушьи собаки помогают пасти скот и защищают их от хищников.   Шотландская овчарка колли, оказывает большую помощь пастухам. Считается лучшей породой   пастушьих собак.

    Не все собаки могут выслеживать лису в норе или пасти овец.

 Не все собаки мощные, сильные, отважные. Есть такие, которых самому хозяину нужно защищать от злых людей и собак.

      Животных надо любить.  Но при этом надо помнить,  что собаки могут быть опасны.

  - На какие три группы можно разделить все породы собак?

Человек всегда старался вырастить собак, которые бы ему нравились, поэтому, сегодня мы можем видеть собак любого размера и окраски.

3.Стадия вызова

   (На стадии проводим небольшую беседу с классом)

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Д.Хармса  «Про собаку Бубубу» .Подумайте  о чем мог бы быть этот рассказ?

-Почему ты так думаешь, поясни.

4.Смысловая стадия:

(Проводим поэтапное чтение текста.  После каждого отрывка учитель задает вопросы)

Текст "Про собаку Бубубу". (Чтение с остановками)

      Жила-была очень умная собака. Звали ее Бубубу. .

- Что вы теперь думаете? О героях? Как будут развиваться события?

- Какие "умные" поступки совершит собака?

- Какого героя мы называем умным?

Посмотрим, как развернутся события дальше.

      Она была такая умная, что умела даже рисовать.

И вот однажды она нарисовала картину. Но никто не мог понять, что было на картине нарисовано.

Прибежала мышка малышка, посмотрела на картину, понюхала рамы и сказала:

- Нет; я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, сыр, пи-пи-пи! А может быть, свечка, пю-пю-пю!

- Пришел петух Ерофей. Встал на цыпочки, посмотрел на картину и сказал: .

- Что же сказал Петух?

Почему вы так думаете?

-Что же произойдет дальше? Почему вы так думаете?

Давайте продолжим чтение.

      -Нет, я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, это пшенная каша, ку-ка-ре-ку! А может быть, это деревянное корыто, ре-ку-ка-ре!

Пришла уточка Анюточка, посмотрела на картину с одного бока и сказала:

-Кря-кря-кря! Это завитушка.

Кря-кря-кря! Может быть, лягушка?

А потом посмотрела на картину с другого бока и сказала:

— Кря-кря-кря!

Это не лягушка.

Кря-кря-кря!

Это завитушка!

Прибежала обезьяна Марья Тимофеевна, почесала бок, посмотрела на картину и сказала:

— Бал-бал-бал-бал.

Бол-бол-бол-бол.

— Эй! — крикнули обезьяне, — говори понятнее!

А она опять:

— Лок! вок! мок! рок!

Лук! Лак! Лик! Лек!

-А ну тебя! - крикнули обезьяне.

-Непонятно ты говоришь! .

- Как вы думаете, что сказала Обезьяна?

- Переведи с обезьяньего языка:

Лок! вок! мок! рок!

Лук! Лак! Лик! Лек!

- Поясни, почему ты перевел именно так?

III. Физминутка.

Продолжим чтение:

  -А обезьяна почесала ногой затылок и убежала.

Наконец пришел знаменитый художник Иван Иванович Пнев. Он долго ерошил волосы, смотрел на картину и наконец, сказал:

- Нет, никто не знает, что нарисовано на картине, и я не знаю. Тут вышла умная собака Бубубу, взглянула на свою картину и закричала:

- Ах-ах! Ав-ав! да ведь картина-то повернута к вам не той стороной. Ведь вы смотрите на заднюю сторону картины. Вот смотрите!

И с этими словами собака Бубубу повернула картину.

-Как ты думаешь, что могла нарисовать собака Бубубу? Только не произноси ответ, а нарисуй его.

Учащиеся рисуют ответ. Рисунки учитель вывешивает на доску, учащиеся поясняют, почему нарисовали так.

Чтение рассказа до конца. ( На картине была нарисована очень аппетитная косточка).

Стадия рефлексии. Беседа с классом по вопросам:

- Как бы вы себя чувствовали, если бы нарисовали картину, а ее никто бы не понял?

- Чему может научить эта история?

- Смешная она или грустная?

- Попробуй, сочинить свою историю "непонимания".

Давайте обратимся к вашим версиям. Были совпадения с авторским замыслом?

- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными породами собак и убедились в том, что писатели сочиняли интересных рассказов. Каждый человек по-своему выражает любовь к братьям нашим меньшим.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.

(Чтение стихотворений)

IV. Подведение итогов

– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Д.Хармса?

– Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....