Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
    статья (4 класс) на тему

    Чернышкина Светлана Васильевна

    В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете:

     « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»

    В своём выступлении я остановлюсь на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период. Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые.

    Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

    Для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная. В этом я убедилась, проведя анкетирование в 4 классе, один из вопросов был следующего содержания: «Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?»

    Ответы были следующие: «Учиться, это интересно, ты получаешь знания!»,

    «Слушать учителя, иначе ничего не поймёшь!»,

     «Учиться, мне это интересно!»,

     «Русский язык, математика, окружающий мир, это пригодится в жизни!»и т.д.

     А в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

    Я обратила внимание на то, что около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

    Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

    Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

    У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.

    У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. (Все мальчишки подстриглись по новому, часто смотрят в зеркало и т.д.)

    По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

    В связи с этим мною были намечены этапы организации деятельности как классного руководителя.

    1 этап – подготовительный

    Работа по адаптации началась ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучались в 4 классе. Мы проводили классные часы, тренинги, беседовали, представляли, как это все будет. Я настраивала ребят , успокаивала.

    2 этап –основной. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации.

    3 этап– заключительный, здесь соотносятся цели и задачи с результатами работы.

    Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.

    Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:

    1.Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.

    2.Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать.

    3.Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;

    4.Отношения между детьми становятся напряжённее, возникают конфликты, драки, ссоры;

    5.Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”

    6.Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми;

    7.Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассники свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

    Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.

    Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

    В начальной школе отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”. Моим детям в этом вопросе повезло. Но проблема всё равно есть.

      Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

    Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.

    Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Но успокаиваться  рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через три, а иногда и позже.

    Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.

    Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

    Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. 

    Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, можно что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.

    Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе у некоторых ученикво накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…

    Мне хотелось обратить внимание учителей-предметников на следующее:

    • Высокий темп - это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
    • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
    • Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
    • Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
    • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
    • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
    • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
    • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

    Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить критический период.

    Для этого необходимо:

    1. Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками.
    2. Поддерживать контакт с семьёй.
    3. Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
    4. Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.
    5. Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.
    6. Проводить диагностическую работу.

    По сути, это направления моей работы как классного руководителя.

    И в заключении помните, что при нашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками. Пусть наша планомерная работа меня как классного руководителя, так и учителей-предметников будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО - ФГОС ООО)

    Проблемы преемственности начального и среднего звеньев....

    Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.

    Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....

    Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.

    Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...

    Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

    Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ И ОСНОВНЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

    Содержание  Введение 31. Математическое развитие детей 41.1 Задачи математического развития 41.2 Значение математики в развитии детей 52. Преемственность математического образования ме...

    Выступление на педагогическом совете " Практико-ориентированное обучение в начальной школе"

       Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.     Второстепенн...