Главные вкладки

    Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.
    методическая разработка на тему

    Кузнецова Наталья Валерьевна

    Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кузнецова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1» НМР РТ

    Преемственность обучения

    между дошкольным образованием и начальной школой.

    Вопрос преемственности между дошкольным и начальным образованием   волнует педагогов многих школ, особенно учителей начальных классов.  Данному вопросу  уделяется значительное внимание  среди научно – педагогических исследований. Очень часто,  при поступлении ребёнка в школу,  мы сталкиваемся с проблемой психологического травмирования, как для родителей, так и для самого ребёнка. Ведь не секрет, что уровень подготовки выпускников детского сада разный. Надо учитывать и то, что дети приходят в школу из разных детских садов, в которых и программы подготовки к школе значительно отличались друг от друга. Соответственно уже здесь возникает проблема неоднородности детей по уровню знаний и умений.

    Вы скажете, что каждый родитель должен быть заинтересован в подготовке ребёнка  к обучению в школе. Да, это так. Но, к сожалению, есть родители, которые не до конца понимают суть проблемы, которая может возникнуть перед их ребёнком в процессе обучения, если не приложить усилий и не поработать над развитием разносторонних способностей будущего ученика.

    Преемственность будет успешной, если её  процесс будет двусторонним.

    С одной стороны  - дошкольная ступень, которая сохраняет ребёнку детство, гармонично развивая его, с другой стороны школа, которая должна подхватить успехи ребёнка – дошкольника и продолжит развивать его потенциал.                                                                                                                                                        

    Преемственность между школой и детским садом – это не просто процесс подготовки детей к обучению. Полноценная подготовка ребёнка к школе ставит перед собой ряд задач,  связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Следовательно, основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.

    Важную роль играет работа с родителями. Они должны иметь чёткое представление о школе, требованиях, и программе по которой будет обучаться их ребёнок.      

    В нашей школе работа по данному направлению ведётся в рамках реализации программы «Подготовишка». Данная программа прошла апробацию и даёт динамику развития детей, а самое главное, родители имеют возможность увидеть умения своего ребёнка в начале работы по данной программе и результат в конце подготовки. У родителей в процессе работы с учителями нашей школы складывается определённый ориентир,  в каком направлении надо работать с ребёнком и как это делать.  

    Основная идея программы заключается  в создании условий для реализации  важнейших потребностей ребенка,  его самосовершенствования, творческого развития  с учетом возрастных норм.

    Предлагаемый курс занятий является интегрированным, он   объединяет основные направления, развивающие необходимые качества, навыки,   познавательные интересы, формирует представление детей о школьных отношениях.

    В основу программы положена игровая деятельность и комплексные развивающие занятия.

    Занятие  гармонично сочетает в себе различные виды деятельности: двигательную и речевую разминки, слушание и сочинение сказок, рассказов конструирование, рисование, раскрашивание, лепку, оригами, решение логических задач. Работа  по  всем этим направлениям решает не только задачу развития детей, но и удовлетворяет   их потребности в разных  видах деятельности. Занятия и содержание занятий связаны между собой. Они продолжают друг друга, развивая детей в разных направлениях

    Занятия организуются  каждую субботу, начиная с сентября месяца  и заканчивая   маем, продолжительность обучения составляет 35 недель.

    Группы состоят  из детей 6 -7 летнего возраста, наполняемость группы от 10 до 12 человек.

    Составляющие программы:

    Наша школа предлагает проводить занятия по подготовке детей старшего дошкольного возраста  к обучению в школе   по 3 направлениям:

    • образовательная область русский язык («Основы грамоты») - 35 занятий;
    • образовательная область математика («Математика и логика») - 35 занятий;
    • образовательная область естествознание («Ребёнок и окружающий мир») – 35 занятий
    • образовательная область технология («Творческая мастерская») – 35 занятий

    Хочу представить основные разделы учебных программ и тематическое планирование, в содержание которых заложен базовый материал, усвоение которого необходимо для успешного обучения на первой школьной ступени.

     

    Основные разделы  учебной программы  «Основы грамоты»

    раздела

    Название раздела

    Содержание

    Кол – во

    часов

    1

    Звуки речи и буквы. Звуки речевые  и неречевые.

    Знакомство детей со звуками  буквами. Звук и буква, звуки – слышим, буквы – пишем. Прояснить понятие речевых и неречевых звуков. Звуки речи: гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие)   Учимся различать звуки речи на слух. Алфавит.

    4

    2

    Слово и предложениеТекст.

    Слово – это единица речи, оно называет предмет.

    Предложения состоят из слов. Из предложений мы узнаём определённую информацию. Учимся выделять из сказанного слова и предложения. Называем предметы, действия, состояния словами и из полученного перечня слов составляем предложения.  Учимся давать полный ответ на вопрос. Учимся задавать вопросы по картинке. Учимся задавать вопросы к данному предложению. Считаем количество слов в предложении.  «Маленькие слова» (предлоги). Слова – названия, слова –имена, фамилии, отчества. Вежливые слова. Познакомить, как схематически можно обозначить слово и предложение. Первое слово в предложении пишем с большой буквы, а на схеме обозначаем уголком.

     9

    3

    Деление слов на слоги.

    Что такое слог? Учимся делить слова на слоги. Игра «Слово рассыпалось»  так как дети не умеют читать, она проводится на слух, начинаем произносить с двух слогов. Игра  «Договори словечко»

    4

    4

    Ударение.

    Игра «Позови друга» дать понятие ударения. Пронаблюдать бывают ли согласные ударными, сделать вывод. Игра «Ударение заблудилось» понаблюдать за словами с одинаковым написанием,  значение  которых меняется от постановки ударения.

    2

    5

    Развитие устной речи.

    Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Чтение наизусть стихотворений. Составление рассказов по иллюстрации, рассказ о себе, о своей семье.

    На каждом занятии

    6

    Подготовка руки к письму.

    Пальчиковая гимнастика, штриховка в разном направлении, разукрашивание картинок. Особое внимание уделяется посадке за столом, правильному держанию ручки, карандаша,  правильно кладём перед собой тетрадь или альбом. При выполнении штриховки следим, чтобы лини ложились ровно и на одинаковом  расстоянии друг от друга.  При разукрашивании рисунка, штрихи карандашом накладываем в одном направлении,  они не должны выходить за  границы  рисунка.  Письмо прямых, наклонных линий , линий с закруглением внизу, наверху и с петлёй внизу.

     На

    каждом занятии, начиная с

    третьего занятия.

    (31 час)

    *Примечание: в таблице сложно указать определённое количество часов по каждому разделу, так как на каждом занятии все темы разделов перекликаются. Количество часов указано по темам.

    Содержание программы

    «Математика и логика» (35часов)

     Программа включает следующие разделы.

    раздела

    Название раздела

    Содержание

    Кол – во

    часов

    1

    Сравнение предметов

    Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Части и целое.

    11

    2

    Числа от 0 до 10.

    Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились

    23

    3

    Простые геометрические фигуры

    Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат),     круг

    1

    4

    Содержательно-логические задания        

     Содержательно-логические задания   необходимы для развития:
    - внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
    -  воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
    - памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического  и  геометрического материала;
    - мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

    На каждом занятии

     

    Содержание программы   по естествознанию

    «Ребёнок и окружающий мир»

    (35часов)

    Разделы программы «Я и окружающий мир»

    № раздела

       Тема раздела

     Содержание раздела.

    Кол- во часов.

    Что я знаю о себе

    Цел - формировать у школьников представление о роде человеческом и принадлежности к нему; воспитывать уверенность   в своих силах, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает

    В данном разделе обсуждаются следующие темы с опорой на жизненный опыт детей.

    Как меня зовут и почему у меня такое отчество.

    Фамилия, имя, отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;

    Установление родственных связей, умение их называть, своя принадлежность к родству и социальная роль каждого.

    Правила поведения на улице, дома, в школе и их выполнение

    Учитель вместе с детьми в процессе беседы даёт понятие навыков, которыми ребёнок  должен владеть в их возрасте.

    Иметь навыки самообслуживания и владеть ими;

    Контролировать свои чувства;

    Думать над своими поступками и анализировать поступки других людей;

    Приходить на помощь другим людям.

    4

    2

    Кто такие взрослые люди

    Цель   - поддержание и развитие интереса   к миру взрослых, объективно оценивать ситуацию и поступки других, понимать, что достойно подражанию, а что нет; знакомство с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного, терпимого отношения к окружающим.

    В данном разделе обсуждаются следующие вопросы:

    Чем похожи дети и взрослые;

    Что называют работой и зачем она необходима каждому человеку;

    Учёба - это труд;

    Как правильно отдыхать и что такое отдых.

    Наличие трудовых обязанностей дома и в школе;

    Учить самостоятельно регулировать смену труда и отдыха ;

    Находить себе дело по интересам.

    5

    3

    Человек и творец

    Цель   - поддержание и развитие интереса   к миру взрослых, объективно оценивать ситуацию и поступки других, понимать, что достойно подражанию, а что нет; знакомство с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного, терпимого отношения к окружающим.

    В данном разделе обсуждаются следующие вопросы:

    Большинство предметов создаёт человек своими руками;

    Человек, делая открытия, создаёт новое, творчески подходит к своей работе;

    Природа необходима человеку, а человек нужен природе;

    что такое техника и зачем она появилась;

    что такое искусство и для чего оно нужно.

    использование  бытовой техникой;

    13

    4

    Воздух и свет

    Цель раздела - расширить знания дошкольников о значении воздуха и света для жизни живой и неживой природы.

    Учащиеся должны понять значение наличия воздуха и света для жизни человека, растений, животного мира.

    4

    5

    Вода - источник жизни

    Цель раздела - расширить и уточнить знания и представления ребёнка о воде и её свойствах; познакомить дошкольников с понятиями: вода комнатной

    температуры, родниковая вода, колодезная вода, минеральная вода.

    Цикл наблюдений и опытов:        

    «Какая бывает вода?»

    «Вода комнатной температуры и её применение»

    «Вода - жидкость, она не имеет форм»

    «Вода не имеет вкуса»        

    «Родниковая вода и вода из колодца»

    «Вода не имеет запаха»

    «Вода не имеет цвета»

    «Вода может смачивать предметы и очищать их»

    «Вода может испаряться»

    «В воде есть газ»

    «Вода может быть твёрдой»

    4

    6

    Временные представления

    Цель раздела - формирование временных представлений у школьников.

    Времена года и месяцы, которые относятся к тому или иному времени года.

     единицы измерения времени;

    приборы, измеряющие время;

    назначение календарей.

    пользоваться часами;

    пользоваться календарём.

    5

    Содержание программы

    по технологии  «Творческая мастерская» (35часов)

    Программа включает следующие разделы.

    раздела

    Название раздела

    Содержание

    Кол – во

    часов

    1

    Рисование

    Создание индивидуальных и коллективных рисунков декоративных, предметов и сюжетных композиции на темы жизни вокруг по мотивам литературных произведений. Использование разных материалов и способов создания изображения.

    12

    2

    Лепка

    Лепят различные предметы, с передачей их формы и пропорций, учитывая движение; создают композиции по сюжету  из 2-3 и более изображени.   Применяют способы   налепа и рельефа для выполнения декоративных композиций

    Осуществляют роспись вылепленного изделия  , используя народное искусство

    10

    3

    Аппликация

    При помощи бумаги разной фактуры ,  и способов вырезания и обрывания создают изображения различных предметов,  сюжетные и декоративные композиции.

    12

    1

    Мониторинг

    1

      Ожидаемые результаты к концу подготовительного периода обучения:

    Ребенок научится:

    -на слух распознавать первый звук в словах;

    -осмысленно слушать детские литературные произведения;
    -выделять основные события, называть и кратко характеризовать персонажей;
    -строить ответ на вопрос учителя по содержанию, делать выводы;
    -близко к тексту пересказывать произведения;
    -по серии картинок составлять рассказ;
    -анализировать и обсуждать поступки людей с нравственной точки зрения;
    -поддерживать диалог с преподавателем и детьми;
    -придерживаться речевого этикета, правильно употреблять вежливые слова.;
    -выделять геометрические фигуры по цвету, размеру, различать их форму (круг, прямоугольник, квадрат, ромб);
    - считать  от 0 до 9 в прямом и обратном направлении;
    -соотносить количество предметов с цифрами;
    -ориентироваться в пространстве;
    -ориентироваться в тетради в клетку;
    -выполнять элементарные графические диктанты в тетрадях в клетку;
    -правильно работать кистью на занятиях по изо:
    -составлять орнамент в полосе;
    -использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, загибание, -скатывание, сплющивание, прищипывание и т.д.).
    Ребенок получит возможность научиться: 
    -поддерживать и устанавливать диалог между  взрослыми и детьми, применяя формы вежливого обращения и общения;
    -Соотносить с буквами гласные и согласные звуки, различать их;

    -различать загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки, т.е  малые фольклорные жанры
    -ориентироваться в натуральном ряду чисел в прямой и обратной последовательности;
    -присчитывать и отсчитывать по одному, считать двойками.

    Работа над содержанием программ   и тематическим планированием  для подготовки детей к школе, строилось исходя из содержания дошкольного образования, что обеспечивает преемственность и дальнейшее гармоничное развитие ребёнка, обеспечивая безболезненный переход из садика в школу.

    Исходя из ожидаемых результатов подготовительного периода обучения, ярко прослеживается портрет выпускника начальной школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

    На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

    Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.

    Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...

    Преемственность в воспитании и обучении между детским дошкольным учреждением и начальной школой

    С данной презентацией учитель выступил на педагогическом совете АНО СОШ "Димитриевская"....

    Осуществление принципа преемственности дошкольного образования и начальной школы

    Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я. А. Коменского, который создал систему обучения, включающую несколько уровней школ от «материнской школы» до «ака...

    Преемственность между дошкольным образованием и школой.

    Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непр...

    Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

    Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

    Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

    Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....