выступление на мастер-классе по преемственности дошкольного и начального образования
опыты и эксперименты (4 класс)
данная статья освещает преемственность дошкольного и начального образования в Нижнесаянтуйской средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
handazhapova_master_klass_po_preemstvennosti.docx | 23.95 КБ |
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Преемственность дошкольного и начального образования»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна
Начиная работу с первоклассниками в 2016/2017 учебном году, я столкнулась с рядом проблем:
- Многие дети не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний.
- Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе.
- Долгая и сложная адаптация к школьной жизни
- Не желают читать книжки, в лучшем случае читают только те произведения, которые в учебнике.
- Не способны выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием.
- Не умеют задавать вопросы своим одноклассникам.
Исходя из данных проблем, я задалась вопросом: «Как сделать так, чтобы первокласснику было в школе комфортно?». Я определила цель своей работы до следующего набора первого класса: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной и воспитательной работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Для достижения данной цели я выделила следующие задачи:
- установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между ДС «Колосок», школой и родителями.
- выработать общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
- обучать детей самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Договорившись с воспитателями подготовительных групп детского сада «Колосок», мы определили формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми (знакомство учителя с дошкольниками группы «Радуга», участие в совместной образовательной деятельности, посещение дошкольниками учебных занятий)
- Взаимодействие педагогов (проведение диагностики по определению готовности детей к школе, открытые уроки, педагогические и психологические наблюдения)
- Сотрудничество с родителями (родительские собрания, консультации с учителями, День открытых дверей)
Признаюсь, работа была сложной, но интересной. Ведь в моих интересах было, чтобы мои будущие первоклассники были максимально адаптированы к школьной жизни и уже хорошо были знакомы со своим будущим учителем. Занятия с дошкольниками велась преимущественно во второй половине дня. Я занимала у детей один час. Сначала велись ознакомительные беседы в непринужденной форме. Вели диалог, была экскурсия в школу. Состоялось родительское собрание, где я и воспитатель подробно объяснили родителям, в какой форме будут вестись занятия, какие предметы начнем изучать и т.д. С моей стороны я проговорила, как нужно подготовиться к школе, что для этого необходимо. В выходные дни часть детей начали ходить ко мне в предшколу. Мы занимались с детьми по букварю Н.Жуковой и рабочей тетради «Начинаю читать», рабочей тетради Петерсона Л.Г. «Раз-ступенька, два-ступенька» и рабочей тетради по окружающему миру А.А. Плешакова «Зеленая тропинка».
По просьбе воспитателей мною посещались занятия воспитателей с детьми, после подробно анализировали, корректировали. Воспитатели, в свою очередь, присутстовали и на моих занятиях. В начале июня в нашей школе проводили тестирование будущих первоклассников. Дети с моей группы прошли тестирование спокойно, без чувства тревоги. Мне повезло, практически вся группа полным составом перешли ко мне в 1 «Г» класс.
По результатам входной диагностики в сентябре успеваемость составила 89,1%, качество знаний 48,6%. К концу первого класса успеваемость составила 94,4%, качество-77,7%. Психологом нашей школы проводилась тестирование школьной мотивации Н.Г.Лускановой. Тестирование прошли 30 учащихся, где 18 учащихся показали высокий уровень школьной мотивации, 4 учащихся хороший уровень мотивации, 8 учащихся показали положительное отношение к школе. Психологом было замечено, что в моем классе не было детей с отрицательным отношением к школе или с низким уровнем мотивации.
На первом родительском собрании родители сразу задали вопрос: «Как я буду оценивать детей?» Родителей не устраивала безотметочная система оценивания. Поэтому было решено, что оценивать детей буду по 100 балльной шкале и, к тому же, только проверочные или контрольные работы. В течение года я оценивала по этой шкале, и родителям было понятно, как успевает их ребенок. Во втором классе, когда уже начали оценивать, дети подтвердили свою успеваемость. Поэтому, когда родители посмотрели в электронном дневнике табель успеваемости, ни у одного родителя не возник вопрос: «Почему их ребенок всё время получал хорошие смайлики или солнышко, а по итогу он успевает всего лишь на оценку «3» или «4».
На уроках и на переменах я большое внимание уделяю именно эмоциональной сфере детей. Мне не безразлично, с каким настроением ребенок пришел в школу и меняется ли его настроение в течение дня в процессе обучения. Перед началом каждого учебного дня мы выбираем из «Словаря чувств и настроения» важный на тот момент чувство. У кого-то может быть раздражение, обида, страх, а к концу дня настроение может поменяться на восторг, восхищение, радость. У кого-то может быть ровно наоборот. Для этого я распечатала на каждого ученика такой словарь и они мне показывают своё отношение, чувство, настроение.
Дети этого набора у меня абсолютно другие, нежели прошлый выпуск. Эти дети намного активнее, разговорчивее, умеют отстаивать своё мнение, с широким кругозором. Простым мелом или простой презентацией на уроках их не удивить. Для этого я на уроках использую различные тренировочные работы в игровой форме. Работаю на таких платформах, как e-treniki, лернингаппс, в coggle (могу показать на примерах коллегам!!!) мы вместе с детьми составляем различные схемы, планы и работаем над проектами, учимся анализировать, систематизировать, обобщать и т.д. На уроках у нас всегда диспуты, дискуссии. Так как с родителями я знакома уже с детского сада, это дало мне такое преимущество, как активная, всевозможная помощь с их стороны. В первом классе для обучения грамоте заблаговременно сшили звуки, слоги-слияния из фетра, а так же сделали ленту букв, чтобы развешивать буквы по мере их изучения. Сейчас мои ученики очень быстро и правильно составляют предложенные мной схемы слов. Могут определить твёрдость, мягкость согласных звуков, ударность, безударность гласных звуков, чётко делят на слоги. Весь букварный-послебукварный период и сейчас мы активно используем данные схемы. Для рефлексии мы используем шкалу по системе Эльконина-Давыдова (самооценивание, взаимооценивание). На каникулы задаю читать произведения из электронной библиотеки, так как не всегда дети могут найти нужную книгу по списку в библиотеке. Дети, отсканировав QR-код, переходят на сайт и читают. QR-коды создаю так: QR Coder - Генератор QR кодов
«Дошкольное и начальное образование-единый развивающий мир. Дети 3-10 лет должны жить общей жизнью», - так считал Д.Эльконин. Я соглашусь. Преемственность между дошкольным и начальным образованием должна быть обязательно! Таким образом, я отвечаю на свой же вопрос. Для того, чтобы первокласснику было комфортно в школе, нужна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос: «Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно?» Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной и воспитательной работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи : Установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между ДС «Колосок», школой и родителями. Выработать общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы осуществления преемственности Работа с детьми (знакомство учителя с дошкольниками группы «Радуга», участие в совместной образовательной деятельности, посещение дошкольниками учебных занятий) Взаимодействие педагогов (проведение диагностики по определению готовности детей к школе, открытые уроки, педагогические и психологические наблюдения) Сотрудничество с родителями (родительские собрания, консультации с учителями, День открытых дверей)
Программы и рабочие тетради для занятий с дошкольниками
Результаты диагностики
Результаты тестирования школьной мотивации Н.Г. Лускановой Тестирование прошли 30 учащихся. Высокий уровень школьной мотивации-18 уч. Хорошая школьная мотивация-4уч. Положительное отношение к школе-8уч. Негативного отношения к школе нет ни у одного и з учащихся.
Система оценивания в 1 классе 100 балльная шкала оценивания: А 90-100 - оценка «5» В 80-89,9 – оценка «4» С 70-79,9 – оценка «3» D 60-69,9 – оценка «3» F 50-59,9 – оценка «2»
Эмоциональная сфера На занятиях с дошкольниками, а затем уже с первоклассниками, мною применялись различные динамические минутки, а также перед каждым уроком мы с детьми показывали свое настроение из «Словаря чувств и настроений».
Электронные ресурсы Мною применялись различные тренировочные работы из таких платформ: https:// learningapps.org/my.php https ://etreniki.ru / https://coggle.it/? lang=ru На каникулы задаю читать произведения из электронной библиотеки. Дети, о тсканировав QR- код, переходят на с айт и читают. QR- коды создаю так: QR Coder - Генератор QR кодов
Вывод «Дошкольное и начальное образование-единый развивающий мир. Дети 3-10 лет должны жить общей жизнью», - так считал Д.Эльконин . Я соглашусь. Преемственность между дошкольным и начальным образованием должна быть обязательно! Таким образом, я отвечаю на свой же вопрос. Для того, чтобы первокласснику было комфортно в школе, нужна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и начального образования
переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...
Выступление на семинаре "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования на примере УМК «Школа 2100»
выступление...
ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...
Выступление на тему:.Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образованияв рамках ФГТ и ФГОС....