Преемственность дошкольного и начального образования
консультация (1 класс) на тему

Илюхина Татьяна Викторовна

переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое может значительно снизить трудности этого перехода...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования

    Успех работы по воспитанию подрастающего поколения в нашей стране обеспечивается   наличием  тесной  связи  между  отдельными   звеньями народного образования.

    Переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. Осуществление  преемственности – одно из важнейших условий, которое может значительно снизить трудности этого перехода.

    К решению вопроса преемственности необходимо подойти с позиций общей теории личности и законов её формирования. Здесь можно выделить следующие основополагающие характеристики:

  • целостность личности – это её целеустремлённость, сложившие отношения с людьми, интересы, накопленный опыт знаний, действий, переживаний и особенности физического состояния: возраст, пол, тип нервной системы;
  • направленность личности – это готовность ребёнка к жизни и деятельности в коллективе сверстников;
  • результативность любой деятельности ребенка; её значимость в его развитии определяется организацией и методами, которыми пользуется взрослый человек – воспитатель или учитель.

      Важнейшим условием, обеспечивающим преемственность в работе двух сложных  звеньев  единой  системы  воспитания,  является  создание  так называемой направленности личности, формирование у ребёнка установки на ту основную деятельность, которой ему предстоит заниматься.  Поэтому в задачу  воспитателя  подготовительной  группы  необходимо  включить  не только работу над кругозором детей и формированием ряда навыков и способов поведения, но и над воспитанием важнейших качеств личности, наличие которых в значительной мере будут способствовать успешной учёбе ребёнка. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие:

  • любознательность – желание заниматься новым, стремление глубже, полнее узнать уже известное, радость от сделанных открытий;
  • активность и инициативность – стремление действовать самостоятельно, не обращаясь за помощью к старшим; проявление разумной инициативы, поиск новых путей и приёмов действия, проявление элементов творчества (придумывание рисунков к рассказу, сказок на заданную тему…);
  • способность к самоконтролю и саморегуляции  – умение управлять своими практическими и умственными действиями; умение критически оценивать свою и чужую работу, исправлять допущенные ошибки;
  • владение основными учебными умениями – наблюдение, слушание, рассказ, изображение, выделение главного в воспринимаемом рассказе, сохранение логической последовательности в изложении, свободное пользование грамотной речью;
  • сформированность навыков гигиенического, социального и культурного поведения;
  • владение знаниями о том, что хорошо, что плохо, признание общественных норм морали, обязательных для каждого человека.

      Следовательно, важнейшей задачей обеспечения преемственности в работе детского сада и школы является подготовка к бескризисному переходу от одной ступени к другой. Характер встречающихся трудностей, длительность и напряжение в их преодолении в большой степени зависят от подготовленности ребёнка, а также от такта и мастерства учителя, принимающего вчерашнего дошкольника в 1 класс.

      Желательно, чтобы учителя 1 классов и воспитатели подготовительных групп творчески общались в ходе составления годового плана работы школы и подготовительной группы; посещали занятия и уроки с последующим обсуждением, проводили совместные педсоветы и др.

     Перед выпуском детей в школу проводится итоговое родительское собрание, на котором воспитатели дают объективную оценку работы не только группы, но и каждого ребёнка. Здесь надо проявить максимум такта, чтобы дать соответствующее напутствие родителю. Не менее важна такая характеристика будущих первоклассников и их учителю. Она поможет узнать ему особенности семей, сильные и слабые стороны будущих учеников, черты их характера, мир увлечений.

      Выявляя готовность будущих первоклассников к школе, необходимо определить сформированность предпосылок к учебной деятельности, а именно умение ориентироваться на систему правил, слушать и выполнять инструкции …Ведь с психологической точки зрения готовность к школе представляет собой умение принимать нормы и способы действий, способность действовать в соответствии с поставленной целью.

      Особое место в вопросе о школьной готовности занимает познавательная деятельность. Школьнику необходим тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, осознание способов выполнения действий, самоконтроль и самооценка.

       Современный учитель ценит в будущем первокласснике не только умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность и коммуникабельные способности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения

Выступление на  педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"

«Проблема преемственности дошкольного  и  начального образования»    Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...

Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования  с введением ФГТ и ФГОС....