Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.
статья (1 класс) по теме
Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vasinoy_e_g_chamzinka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.
Васина Е.Г.
МБОУ «Чамзинская СОШ №2» (Чамзинский район, п. Чамзинка)
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены ФГТ к структуре ООП дошкольного образования. В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся ФГОС начального общего образования. В структуру и содержание образовательной программы ДОУ внесены изменения: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования в соответствии с образовательными областями. Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел “Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.” В этом разделе впервые по сравнению с предыдущей структурой образовательной программы обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста, также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах способствуют требованиям нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Введение ФГТ к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
методическая работа с педагогами; работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе).
Чтобы решить проблему преемственности необходимо тесно сотрудничать начальной школе с детским садом чтобы создать условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности могут быть следующими:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (например, в нашей школе практикуется не один год «Малышкина школа»).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями включает в себя:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… ; эмоционально отзывчивый…; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия…; способный решать интеллектуальные и личностные задачи …; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
«Портрет выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Литература:
1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;
2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971.-№ 4.
3.Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
4.Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »
В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Из опыта работы учителя начальных классов по преемственности детский сад-школы....
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
В этой статье будет информация о преемственности школы и детского сада....