Главные вкладки

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
    статья на тему

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

    то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

    постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
    В.А.Сухомлинский

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2016_2.docx24.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

     то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

    постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»                             
                                          В.А.Сухомлинский

                  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

    Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

               «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-

    писал Л. С. Выготский

    Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

    Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

    Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование      умения учиться.

    В Советском философском словаре преемственность определяется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

    Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

    Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

    Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

    Так, деятельность до 1 года – это Непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми

    От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность    

    От 3 до 6 лет - игровая деятельность

    От 6 до 10 лет -учебная деятельность

             Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

    - развитие любознательности;

    - развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    - формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    - развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

    Цель преемственности можно сформулировать как:

     -создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

    - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

    - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

    Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

           Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.

          Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

    – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества

    (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
    – обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;
    – создание в школе развивающей предметной среды;
    – широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

     Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства.  Преемственность с точки зрения детского сада- это  ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

         С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного  и операционного уровня развития ребёнка.

    школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Это сопровождается рядом проблем.

    1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

    2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

    3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

    4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

    5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

    6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.

    7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

    8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

    Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

        Учреждение, где я работаю, не зря называется Начальная школа-детский сад и работа по преемственности ведется на хорошем уровне.

    Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моей» группой детского сада.

    Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсии малышей в школу ,участие школьников в утренниках  и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.

    Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

    Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

    В практике сложились продуктивные  формы сотрудничества:

    – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

    – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

    – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

    – анализу результатов совместной деятельности.

    Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

    Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

    Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

    Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

    Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

    Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

          Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»

          О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

    Подробнее остановлюсь на  совместной работе по подготовке к школе.

    Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию  предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

    Что такое деятельностный подход?

    Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

    Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

    Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

    Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

    Давайте укреплять мосты партнёрства

    Содружества, взаимопонимания

    Без лишней суеты или актёрства

    Проявим и заботу и старание.

    Давайте помогать в пути друг другу,

    Ведь наша цель, по сути, благородна:

    Растить детей. Не уповать на чудо,

    А действовать и мудро и свободно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС

    Данная работа поможем отобразить преемственность дошкольного и начального общего  образования в условиях перехода на ФГОС. Тема преднозначенная для   дошкольного образования и начального общ...

    Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

    В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

    Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

    Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

    Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

    Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

    Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...