Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
презентация к уроку

Горбачева Елена Петровна

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_2.pptx921.17 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС Подготовила старший воспитатель МБОУ « Подужемская СОШ» Горбачева Е.П.

Слайд 2

2 Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Слайд 3

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Слайд 4

4 Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Слайд 5

Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Советский философский словарь

Слайд 6

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Слайд 7

7 Преемственность является двусторонним процессом , в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Слайд 8

8 Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Слайд 9

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.): преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения , обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Слайд 10

10 Преемственность с точки зрения детского сада- Преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

Слайд 11

11 З адачами преемственности детского сада и школы являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Слайд 12

12 создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Цели преемственности:

Слайд 13

13 Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС НОО – учить детей самостоятельно учиться

Слайд 14

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .

Слайд 15

15 Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности , самостоятельности , ответственности , произвольности , самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Слайд 16

16 Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки , а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Слайд 17

17 Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Слайд 18

18 Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Слайд 19

Сравнение ФГОС НОО и ФГОС ДО показывает наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и школьного образования . Есть необходимость: - конкретизировать целевые ориентиры в «Портрет выпускника ДОУ » - сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того чтобы: уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними; начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности .

Слайд 20

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование 20 Статья 64. Дошкольное образование 2. … Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Слайд 21

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21 I V . Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей

Слайд 22

ФГОС ДО: целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

Слайд 23

П редполагают формирование детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения и ми дошкольного образования . Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного о бразования

Слайд 24

Соотношение результатов Овладевший необходимыми умениями и навыками ФГОС НОО предметные ФГОС ДО Направления развития и образования детей

Слайд 25

Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать. познавательные УУД ФГОС НОО метапредметные ФГОС ДО Целевые ориентиры Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 26

коммуникативные УУД Ребенок способен договариваться. Учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять чувства, в том числе чувство веры в себя, старается адекватно разрешать конфликты. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

Слайд 27

регулятивные УУД Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения. Способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими. Умеет подчиняться правилам и социальным нормам.

Слайд 28

Име ет первичные представления о себе , семье , обществе , государстве , мире и природе Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив. Владеет основными движениями. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. ФГОС НОО личностные ФГОС ДО

Слайд 29

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А.Сухомлинский

Слайд 30

« Школа должна быть готова к ребёнку » Разработчики Стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе , а школа должна быть готова к ребенку», ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности .

Слайд 31

31 СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ Формы осуществления преемственности:

Слайд 32

экскурсии в школу ; знакомство с первой учительницей; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники дошкольников и обучающихся школы. Работа с детьми

Слайд 33

совместные педагогические советы; открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытых уроков в школе; проведение педагогического консилиума по подготовительной группе; педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами

Слайд 34

консультации для родителей будущих первоклассников по подготовке и готовности детей к школе; собрания для родителей будущих первоклассников с участием первой учительницы; анкетирование, тестирование родителей; визуальные средства общения. Работа с родителями

Слайд 35

Настойчивый Аккуратный Дружелюбный Внимательный Здоровый Физически развитый Коммуникативный Сообразительный Любознательный Креативный Книголюб Социализированный Толерантный Волевой Самостоятельный Активный Инициативный Жизнерадостный Правдивый Совестливый Осведомленный Социальный портрет выпускника ДОУ

Слайд 36

36

Слайд 37

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Слайд 38

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Слайд 39

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС

Данная работа поможем отобразить преемственность дошкольного и начального общего  образования в условиях перехода на ФГОС. Тема преднозначенная для   дошкольного образования и начального общ...

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...

Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...