Главные вкладки

    Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
    статья

    Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи являются сегодня особенно актуальными для современной психолого-педагогической науки и практики. В педагогической науке «преемственность» и «перспективность» рассматриваются как две составляющие одного и того же педагогического явления. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priemstvennost.docx18.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

    Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи являются сегодня особенно актуальными для современной психолого-педагогической науки и практики. В педагогической науке «преемственность» и «перспективность» рассматриваются как две составляющие одного и того же педагогического явления. Перспективность – это определение и реализация приоритетных линий подготовки ребенка к школе с учетом требований начального образования.

    Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, технологий, форм, методов обучения и воспитания. Реализация перспективности дошкольного образования предполагает формирование у ребенка готовности к овладению новой учебной деятельностью, развития творческого мышления и способности к нестандартным решениям, свободного проявления психических новообразований, социальной компетентности с последующим развитием в новой для нее социальной роли ученика. Преемственность со стороны начальной школы предполагает опору на уровень сформированности жизненной компетентности, с которым ребенок пришел в школу, что обеспечивает органичное, естественное продолжение развития, обучения и воспитания, начатое в дошкольном возрасте.

    Современные ученые и педагоги-практики обращают внимание на несогласованность в содержании, методах руководства и формах организации педагогического процесса дошкольных учреждений и школ. Как следствие, в первом классе не реализуется приобретенный детьми в детском саду опыт, что приводит к снижению познавательного интереса первоклассников, затрудняет их адаптацию к условиям школы. Разрешение указанных противоречий возможно при условии преемственности в работе этих образовательных звеньев. Начальная школа должна точно и полно учитывать приобретенные знания и умения ребенка в дошкольном возрасте, особенно в отношении формирования личностных качеств, и целенаправленно продолжать линии предыдущего развития.

    Пересмотр принципов современного школьного образования заставляет по-новому посмотреть на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с дошкольного. Отсутствие преемственности отражается на качестве обучения и на формировании целостной и гармонично развитой личности. Обеспечение последовательности, преемственности и перспективности образовательного процесса должно стать той объединяющей силой, которая позволит скрепить отдельные звенья этой цепи воедино и поможет решить задачи, стоящие перед современной школой. Это возможно сделать только в образовательном округе, работа которого должна быть направлена на создание единого образовательного пространства в пределах административно-территориальной единицы. В его состав должны входить учебные заведения системы дошкольного, начального образования, учреждения культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций, которые направляют свою деятельность на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности. Следует подчеркнуть, что образовательный округ - это не только территориальное образование, но и мощная материально-техническая и учебно-методическая база с высококвалифицированным кадровым потенциалом. Это действенный фактор улучшения качества образовательных услуг. Однако ни одно большое дело невозможно выполнить в одиночку, поэтому необходимо создать модель взаимодействия дошкольного учебного заведения с субъектами административно-территориального образовательного округа, определить уровни взаимосвязи, внешние и внутренние ресурсы (Приложение1). На первом уровне работа по реализации принципа преемственности должна происходить внутри дошкольного учреждения и общеобразовательной школы. Субъектами образовательного процесса будут выступать: дети, педагоги дошкольного учреждения (психолог, логопеды, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальные работники, руководители кружков, медицинские сестры), педагоги школы (психолог, учителя начальных классов, физической культуры, музыки, рисования), родители.

    Второй уровень предполагает субъект - субъектное взаимодействие опорного дошкольного учреждения с другими общеобразовательными учреждениями округа – дошкольные учебные заведения, общеобразовательные школы. На третьем уровне предусмотрено сотрудничество с субъектами административно-территориальной единицы, в состав которой входят внешкольные учебные заведения, выполняющие в обществе образовательно-просветительские функции.

    Для достижения успеха необходимо учитывать внешние ресурсы:

    - взаимодействие образовательных учреждений между собой и сотрудничество с субъектами административно-территориального образовательного округа;

    - просветительская работа с родителями по вопросам подготовки детей к школе (родительские скайп-конференции, лектории, тренинги, диспуты);

     - создание информационного пространства (публикации материалов в средствах массовой информации, интернет-сайты учреждений, электронные газеты, виртуальные экскурсии). Также важным является учет и внутренних ресурсов: • личностно ориентированный подход к воспитанию детей;

    • организация образовательного процесса с использованием современных достижений науки, педагогической теории, практики;

    • использование здоровьесберегающих технологий;

    • формирование гибкой системы подготовки к школе детей, имеющих разные уровни развития.

    Однако реализация преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы сопровождается рядом проблем:

    1. Несогласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Образование и воспитание осуществляется без учета предшествующего опыта образования и дальнейших перспектив.

    2. Устаревшие диагностики, использующиеся при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

    3. Не всегда специалисты при работе с детьми 3-10 лет учитывают особенности психологического развития.

    4. Несоответствие между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.

    5. Недостаточное обеспечение учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами, дидактическими пособиями, техническими средствами обучения.

    6. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

    Таким образом, обеспечение преемственности между дошкольным, начальным образованием и внешкольными организациями в пределах образовательного округа позволяет организовать пространство для реализации единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями для ребенка. При этом обеспечивается естественное и комфортное вхождение в школьную жизнь, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения обучающихся с первых дней пребывания в школе.

    Литература:

    1. Богуш А. Перспективность, преемственность, непрерывность образования// Дошкольное воспитание.- 2001.- №11.

    2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе, М. Школьная пресса, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

    В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...

    СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

    Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1.     Современные проблемы пре...

    Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

    Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

    Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...