Главные вкладки

    Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
    материал на тему


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Начальная общеобразовательная школа п. Центральный»

    Научно-методический семинар

    «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО»

    Тема:

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Мишина Ольга Николаевна

    2016 г.

    СЛАЙД 2

    «Школьное обучение никогда не
    начинается с пустого места, а всегда
    опирается на определённую стадию
    развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

    СЛАЙД 3

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
    «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Дошкольное  образование становится  уровнем общего образования» , а «Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными»

    СЛАЙД 4

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    СЛАЙД 5

    Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и принятие новых ФГОС НОО– важный этап преемственности дошкольных групп и школы.

    ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по преемственности:

    • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней: ДО и НОО
    • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности .

    СЛАЙД 6

    • Преобразования в жизни России и мирового сообщества привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального общего образования
    • Преемственность ДО и НОО выступило в качестве одной из важнейших предпосылок создания и введения ФГОС для ДО, что обеспечит преемственность ДО и НОО на практике и позволит перевести ее на более качественный уровень
    • Преемственность способствует созданию условий для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности смог без труда перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности
    • Следуя ФГОС, образовательные программы для ДО должны быть с более выраженной направленностью на реализацию преемственности ДО и НОО

    СЛАЙД 7

    • Переход  дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников ДО и НОО.
    • В настоящее время важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение качества образования, условием достижения которого выступает непрерывное образование. Приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, которое для дошкольников выражено в развитии любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи, формировании творческого воображения, развития коммуникативности.
    • Важное значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых условий для обучения в начальной школе: формирование фундаментальных личностных качеств, показателей, указанных в целевых ориентирах (формирование предпосылок к учебной деятельности) на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО.

    СЛАЙД 8

    Основными ориентирами преемственности ДО и НОО являются:

    • Определение общих и специфических целей
    • Обновление содержания образовательных программ, направленных на формирование новой системы ценностей
    • Единый системно-деятельностный подход
    • Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)

    ФГОС ДО оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

    На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

            Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в ФГОС,  требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания.

    При такой стратегии развития в нашей образовательной организации, где воспитываются и обучаются и дошкольники, и младшие школьники, планируются общие рамки совместной деятельности, есть команда единомышленников, объединённых общими целями и задачами.

    Преемственность в работе дошкольных групп и начальной  школы – залог  успешного обучения, воспитания и развития личности ребёнка. Обеспечение  преемственного перехода ребёнка на следующую ступень образования – цель совместной работы дошкольных групп и начальной школы.

               

            Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующей мотивации и желания учиться.

             Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

            

    СЛАЙД 9

    Обозначив и осознав данную проблему, психолог, учителя начальной школы, воспитатели и родители дошкольных групп наладили плодотворное сотрудничество, в ходе которого решаются следующие задачи:

    • установление единства стремлений и взглядов на процесс обучения и воспитания между дошкольными группами, семьей и школой;
    • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
    • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников процесса обучения и воспитания – воспитателей, учителей, психолога, детей и родителей;
    • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
    • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

            Данная работа ведется по трем направлениям:

    методическая работа с педагогами (ознакомление с целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами дошкольных групп и школы и др.);

    работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

    работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

    Система работы по осуществлению преемственности включает 4 взаимосвязанных этапа.

    На первом этапе (август-сентябрь) в ходе комплексного психолого-медико-педагогического наблюдения за детьми производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников дошкольных групп. Именно в этот период обеспечиваются основания для осуществления психологической преемственности: изучаются особенности и возможности каждого будущего выпускника, определяется адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. О состоянии работы в выпускной группе свидетельствует следующая информация:

    • комплектование возрастных групп;
    • медицинские данные о состоянии выпускников;
    • сведения о педагогических кадрах;
    • состояние воспитания и обучения детей разновозрастной группы (6-7-ого года).

    На втором этапе (сентябрь) на основе полученных данных планируются коллективные и дифференцированно-индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями, создаются сопряжённые согласованные планы реализации программ обучения и воспитания с учётом ведущей детской деятельности.

    Преемственность содержания образования  

    воспитанников дошкольных групп первоклассников

    Дошкольные группы

    Начальная школа

    Приоритетное направление

    Сохранение и укрепление здоровья детей

    Образовательные программы

    Задачи реализуемых образовательных программ

    Основная форма обучения

    Игра, игровое занятие

    Урок

    Ведущая деятельность

    Все виды игровой и художественно-эстетической деятельности

    Учебная, с использованием игровых приёмов и дидактических игр

    Анализ развивающих задач позволяет исключить дублирование программного материала. Работа воспитателей строится на основе основной образовательной программы дошкольного образования дошкольных групп МБОУ «Школа № 32», её содержание совместимо  с образовательной системой «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.) по направлениям развивающего обучения. В этих программах сочетаются общие развивающие средства, методы и формы педагогической работы с детьми. На этом этапе реализуется содержательная и технологическая преемственность.                                                                         

    Согласованность педагогических действий, организация работы обучения и воспитания по подготовке детей к школе и методической помощи педагогам находят отражение в следующих планах:

    1) работа творческой группы педагогов;

    2) методическая помощь воспитателям подготовительной группы;

    3) совместная работа начальной школы и дошкольных групп по преемственности процесса обучения и воспитания;

    4) воспитательная работа по подготовке детей к школе;

    5) работа с родителями детей подготовительной группы.

    Подготовка детей к школе по программе определяется разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

    На третьем этапе управленческая и структурно-организационная преемственность осуществляется в течение года (октябрь-май) в ходе констатирующих и контрольных мероприятий.

    На четвёртом завершающем этапе (сентябрь-октябрь) по результатам сравнительного анализа полученных данных подводятся итоги работы, одновременно реализуется психологическая и целевая преемственность. Выявленные причины дезадаптации служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.

    В начале каждого учебного года мы составляем план совместной деятельности.

            Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

    Цель работы дошкольных групп по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС ДО.

    Задачи:

    – интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;

    – развитие способностей;

    – физическое развитие и укрепление здоровья детей;

    – успешная последующая адаптация детей к школе;

    – развитие коммуникативных качеств личности;

    – педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе.

      Этапы работы по осуществлению преемственности дошкольных групп со школой:

    1. Планирование совместных со школой мероприятий.
    2. Диагностика и коррекция развития детей.
    3. Анализ школьной успеваемости выпускников дошкольных групп (отслеживаем успеваемость наших  выпускников   за   все   годы   начальной   школы   и   сравниваем   с  результатами диагностики в дошкольных группах).

    Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

    Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч, консультаций для педагогов школы и дошкольных групп по темам:

    – Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе.

    – Психологическая готовность ребёнка к школе.

    – Задачи дошкольных групп и семьи в подготовке ребёнка к школе.

    Перед началом учебного года педагоги изучают и анализируют программы начальной школы и дошкольных групп по основным разделам: речевое развитие, познавательное развитие (элементарных математических представлений), подготовка к грамоте, элементов логического мышления, нормативных документов по подготовке детей к школе. Затем согласуют содержание программ с целью установления преемственности программного материала, и составляют перспективные планы образовательного процесса по разделам: речевое развитие, познавательное развитие (элементарных математических представлений), подготовка к грамоте, элементов логического мышления.

    Методическая помощь воспитателям подготовительной группы включает в себя  проведение консультаций, обмен опытом работы по подготовке ребёнка к школе, взаимопосещениие уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в дошкольных группах присутствуют учителя, набирающие детей в следующем учебном году в 1 класс. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

    Совместная работа начальной школы и дошкольных групп по преемственности воспитательно-образовательного процесса и воспитательная  работа по подготовке детей к школе сводится к следующим мероприятиям. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии выпускников дошкольных групп в кабинеты начальной школы . Воспитанники дошкольных групп участвуют в проведении Дня знаний, вместе с первоклассниками  участвуют  в выставке рисунков  на тему: «Школа, в которой я хочу учиться», «Школа глазами дошкольников» Проводятся экскурсии в школьную мини-библиотеку, здесь у детей  воспитывается интерес к книгам, бережное отношение к ним, учат выбирать книги по интересам. Воспитатели организуют викторины, встречи с литературными героями, коллективное чтение книг. Всё это вызывает у детей желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

    Учащиеся начальных классов принимают участие в утренниках для дошкольников в качестве актёров, устраивают для воспитанников театрализованные представления, спектакли. Члены отряда ЮИД «Дорожный дозор» организуют мероприятия по ознакомлению с ПДД в игровой и занимательной форме. Школьники помогают в постройке снежных сооружений. Традиционными стали совместные акции «Покормите птиц зимой», «Посылка солдату» и др.

    Работа с родителями будущих первоклассников ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Проводятся родительские собрания о подготовке ребёнка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе  программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Мы организуем Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей.Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. 

    Практика наших дошкольных групп показывает, что дети, получающие дошкольное образование в дошкольных группах, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность осуществления  работы по преемственности обеспечивается интеграцией деятельности администрации, педагогического коллектива, родительской общественности.

    Согласованная и дружная работа   начальной  школы и дошкольных групп позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данные наблюдений проведённых за ним ещё в дошкольных группах. Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 21% детей.

    По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов педагогов начальной школы выпускники дошкольных групп хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.

    Мониторинг успешности адаптации к обучению выпускников дошкольных групп за последние 3 года позволяет сделать вывод, что представленная система работы дает положительные результаты.

    Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 4%, средний – снизилось на 12%, ниже среднего – осталось на том же уровне, низкого – в последний год нет. 

     Тесное методическое взаимодействие  начальной школы и дошкольных групп, практическая направленность в воспитании, совместная работа по организации преемственности способствует:

    – снятию стресса у будущих первоклассников;

    – сокращению адаптационного периода ребенка в школе;

    – у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

    – учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

    Результатом осуществления такой работы по преемственности дошкольного и начального общего образования является качественная подготовка детей к обучению в школе.

            По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольных групп и начальной школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Считаю, что ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа п. Центральный» ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО и ФГОС НОО Мишина Ольга Николаевна, у читель начальных классов

    Слайд 2

    «Ш кольное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

    Слайд 3

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

    Слайд 4

    ЧТО ТАКОЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ?

    Слайд 6

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    Слайд 8

    Основные ориентиры преемственности ДО И НОО

    Слайд 10

    Направления обеспечения преемственности МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (ознакомление с целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, поиск путей их разрешения, изучение образовательных технологий, используемых педагогами и др . РАБОТА С ДЕТЬМИ (знакомство со школой, учителями, организация совместных мероприятий ) РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам развития детей для успешного обучения в школе)

    Слайд 11

    ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭКСКУРСИИ В ШКОЛУ ПОСЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ, МИНИ-БИБЛИОТЕКИ Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы Участие в совместной образовательной и проектной деятельности Участие в ярмарках, совместных выставках творческих работ Организация встреч и бесед с бывшими воспитанниками детского сада ( дг ) Проведение совместных праздников и спортивных соревнований дошкольников и первоклассников Участие в театрализованной деятельности

    Слайд 12

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Проведение совместных педагогических советов, деловых игр Проведение заседаний за круглым столом педагогов ДОУ и учителей СОШ Проведение психологических и коммуникативных тренингов для воспитателей и учителей Проведение открытых показов непосредственно образовательной деятельности и открытых уроков Педагогические и психологические наблюдения

    Слайд 13

    ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Проведение совместных родительских собраний с педагогами ДОУ и учителями СОШ Проведение консультаций педагогами Дни открытых дверей Презентации по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях Творческие мастерские (мастер-классы) Круглые столы, дискуссионные встречи Встречи родителей с будущими учителями Информационный материал: стенды , ширмы, папки-передвижки, фотовыставки и др . Тематические досуги Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе

    Слайд 14

    Организация преемственности способствует: – снятию стресса у будущих первоклассников; – сокращению адаптационного периода ребенка в школе; – у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; – учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Результатом осуществления такой работы по преемственности дошкольного и начального общего образования является качественная подготовка детей к обучению в школе.

    Слайд 15

    Качество образования - результат согласования интересов детей, родителей и педагогов на всех ступенях образования . Обеспечение непрерывности образования должно быть с учетом естественного развития ребенка, с содержанием образовательного пространства и педагогической поддержки.

    Слайд 16

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

    В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...

    СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

    Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1.     Современные проблемы пре...

    Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

    Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

    Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

    Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

    Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...