Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
материал

Татьяна Викторовна Лукьянова

Из опыта работы учителя начальных классов по преемственности детский сад-школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gotovyy.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность

дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС

учитель начальных классов

МОУ Романовская СОШ Лукьянова Т.В.

СЛАЙД 2

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

По определению Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

СЛАЙД 3

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных

образовательных стандартов.

СЛАЙД 4

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогатьребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию,передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога  и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

СЛАЙД 5

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника

качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности,самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущегошкольника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы - учителя начальных классов знакомимся с формами, методами работы в дошкольныхучреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком нестоль велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы  играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу и его встречает учитель. Всё сразу изменяется:ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к  школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада ишколы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

СЛАЙД 6,7

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества являетсяобеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ” понимается как согласованность,преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов,средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

СЛАЙД 8

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом,семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

•создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-

образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной

деятельности детей.

Романовская средняя общеобразовательная школа имени И.В.Серещенко сотрудничает с детскими садами поселка Романовка уже много лет. За этот период была проделана большая работа: изучена нормативно-правовая документация, даны цель и задачи, составлен план работы школы по осуществлению преемственности с ДОУ.

СЛАЙД 9

Организация работы по преемственности междунашей школой и детскими садами  включает три этапа:

  1. составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  2. диагностика и коррекция развития детей,
  3. реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

СЛАЙД 10

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Направления осуществления преемственности  нашей работы:

1 Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение спортзала и библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

 • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.)и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;                        • участие в театрализованной деятельности;• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия спсихологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)

2 Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

3 Работа с родителями

• получение информации, необходимой дляподготовки детей к школе,

• консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе

СЛАЙДЫ 11- 15

 Работа с детьми

     Учителями начальных классов нашей школы организовываются для детей старшего дошкольного возраста  экскурсии в школу, где ребятишек проводят по разным кабинетам ,что немало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать, в кабинете начальных классов дети делают оригами, в актовом зале – поют и танцуют.

    Посещение библиотеки вызывает восторг от количества и разнообразия книг. Библиотекарь показывает детям учебники, по которым они будут учиться, когда пойдут в 1 класс. А так же дошколята с удовольствием рассматривают детские книги и журналы, которые можно читать в свободное время. Многие решают, что как только придут в школу и научатся читать, то обязательно запишутся в библиотеку.

   Заряд бодрости получают дошколята в спортивном зале, занимаясь на различных спортивных снарядах.

   В завершении экскурсии ребят ждет кабинет информатики, где дошкольникам готов мультфильм "День знаний!", который помогает сформировать положительный образ школы.

После таких встреч дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.

   Уже на протяжении многих лет будущие первоклассники нашего посёлка посещают кружок «Дошколенок». Занятия ведут учителя 4-х выпускных классов, логопед и педагог-психолог.

   С детьми занимаются в игровой форме, считают, рисуют, пишут, проводят различные игры, что так же положительно сказывается на школьной адаптации.

СЛАЙД 16-18

     Методическая работа в системе «детский сад и школа»  направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы, неоднократно посещая занятия в детских садах, имеют  возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются воспитателями, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели, посещая уроки наших педагогов  лучше знакомятся с программами для детей 1 класса, узнают основные направления работы учителей начальных классов, видят своих выпускников на уроках в школе.

Для воспитателей детских садов и учителей начальных классов проводятся совместные мероприятия (круглый стол «Создание картотеки дидактических игр на школьную тематику», практическая лаборатория «Развитие графических навыков детей»  и т.п., на которых обсуждаются проблемные вопросы.

СЛАЙДЫ 19-20

      Каждый год в нашей школе проводятся собрание  для родителей дошколят и круглый стол по преемственности «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники круглого стола: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов.

Задачи данного мероприятия:

1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.

2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.

3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.

4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

    Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего года направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Так же проходят  консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.

Нами составлены памятки для родителей «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей.

  СЛАЙД 21

     Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)

3) безболезненная адаптация

4) формирование мотивации детей

5) обеспечение равных стартовых возможностей

6) защищённость мира детства.

Подводя итог, можно сказать, что школой совместно с дошкольными учреждениями поселка ведется работа по обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
     Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

СЛАЙДЫ 22-23

Разве можно не любить детей

Бескорыстно, бережно и нежно!

Дети – наше счастье на земле,

Наша совесть, радость и надежда!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения

Выступление на  педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образова...

Преемственность риторики между дошкольным и начальным образованием как средство реализации ФГОС

Риторическое образование является неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федераль...

Выступление на тему:.Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образованияв рамках ФГТ и ФГОС....