Преемственность между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО - ФГОС ООО)
статья (4 класс) на тему

Проблемы преемственности начального и среднего звеньев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность

между начальным и основным общим образованием

(ФГОС НОО - ФГОС ООО) в Докторовском филиале МБОУ СОШ с. Большое Попово

    Вопрос преемственности в нашей школе остро не стоит. Этому есть объяснения.  Во – первых, школа у нас малокомплектная, по 3-8 учеников в классах. Во – вторых, учебный процесс происходит в одну смену, учащиеся начального звена не отделены от учащихся среднего звена. На переменах все учащиеся общаются, на различных школьных мероприятиях они участвуют все вместе. И еще немало важно, учащиеся начальных классов очень хорошо знают всех учителей – предметников по имени и отчеству, а также и классных руководителей. И учителя – предметнику в свою очередь тоже хорошо знают этих учеников.  Как бы вот эта атмосфера общения заочно уже стирает границу между начального звена и среднего. Уже это говорит о многом, что придя в 5 класс, ученик легко адаптируется в нем.

В конце 1 четверти мною совместно с учителями предметниками было проведено совещание, на котором были рассмотрены вопросы:

  •  Изучение и координация учебных программ начальной и средней школ;
  • Единые требования к ведению тетрадей и оформлению записей решения задач, уравнений, примеров;
  • Система оценки устных ответов и письменных работ учащихся 4-5 кл.;
  • Преемственность методов, форм и приёмов обучения.

На протяжении 1 четверти я, как учитель выпускного класса, старалась посещать уроки по различным предметам. Уроки старалась посещать с разными формами проведения.  Также с учителями предметниками мы часто обсуждаем темы, которые стыкуются по содержанию линии учебных курсов. Были выделены сквозные темы, которые изучались в начальной школе и получили развитие в учебном пособии 5 - ого класса. Прежде всего оговаривали навыки владения алгоритмами письменного выполнения действий, о необходимости уделить должное внимание тем видам заданий, которые играют развивающую роль. Это прежде всего приемы устного и письменного счета. В учебных пособиях начальной школы достаточно примеров такого содержания. Также заостряли свое внимание на решение одношаговых уравнений и с компонентами, так как в 5 классе учащиеся знакомятся новой формой решения задач на составление уравнения.    

В конце учебного года в 4 классе были проведены итоговые контрольные работы, которые посетили учителя - предметники. Анализ выполнения контролирующих работ показал, что выпускники начальной школы достаточно хорошо владеют навыками счета, решением стандартных заданий, владеют умением результативно решать тесты.

      В начале учебного года я присутствовала на входной контрольной работе по математике с теми же заданиями. Затем был сделан анализ с учителем математики для дальнейшего отслеживания их обучения.

В плане вопроса преемственности составлю мониторинг выставления итоговых отметок при переходе из 4-ого класса в 5-ый, для того как сохранятся эти отметки в дальнейшем.

Мониторинг даст отследить, как сохраняется или в какую сторону изменяется отметка, полученные учеником при переходе из 4 класса в 5 класс и дальнейшем их обучении. Данные таблицы помогут таким образом проследить причины несовпадения отметок в ту или иную сторону, проследить их потенциал на выходе из начальной школы и то, как он реализован в дальнейшем.  В 5-й класс пришли 4 ученика: два хорошиста и два троечника. Дети очень активные, любознательные, добрые.

     Проблемы преемственности начального и среднего звеньев.

Учителя начальной школы

Учителя-предметники

1. Провести совместное МО или «малый педсовет» в конце I четверти на котором рассмотреть вопросы:

  •  Изучение и координация учебных программ начальной и средне? школ;
  • Единые требования к ведению тетрадей и оформлению записей решения задач, уравнений, примеров;
  • Система оценки устных ответов и письменных работ учащихся 4-5 кл.;
  • Преемственность методов, форм и приёмов обучения.

2. Обязательное взаимопосещение уроков учителями начальных классов и учителями-предметниками.

3. Обязательное совместное проведение контрольных срезов по окончании начальной школы и раздела повторения в 5 классе с последующим анализом для определения необходимой конкретной работы по улучшению ЗУН учащихся.

4. Совместное проведение праздников, смотров знаний, олимпиад учащихся 4 и 5 классов, родительских собраний с будущим классным руководителем.

5.  Обучение учащихся работе со словарями, справочниками, энциклопедиями, дополнительной литературой; иметь в кабинете и предлагать для работы учащимся необходимые справочники, дополнительную литературу

7. Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 3-4 классам.

Помнить о том, что в 5 классе и 11 классе уровень языкового общения должен быть разным.

8. Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счёт специальных терминов.

Продолжить работу над пониманием условия при чтении и анализе текстовых задач, проверить знание учащихся математических терминов.

9. Работать над скоростью письма.

Продолжить работу над каллиграфией и скоростью письма.

10. Применять на уроках упражнения и задания для развития произвольного внимания, механической памяти, оперативной памяти; разработать рекомендации для родителей на тренировку внимания и памяти детей.

Постепенно переходить к использованию только произвольного внимания и памяти. Продолжить работу по их тренировке на уроках и дома. Применять на уроках больше предметной и картинной наглядности, игровых моментов. Проводить дидактические игры.

11. Приучать детей работать по алгоритму, схеме; работать самостоятельно.

Создать банк «алгоритмов» по всем темам; продолжить формирование у детей методов самоконтроля, самопроверки и умения оценить ответ одноклассника.

12. Повысить требовательность к формированию у учащихся прочных вычислительных навыков.

Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев

1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.

2. Учителям начальных классов ознакомиться с программой по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.

3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности, наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся. 

4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.

5. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.

6. Учителю, выпустившему 4 класс, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.

7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.

Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....

Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

Рабочая программа "Преемственность между начальным и основным общим образованием" (ФГОС НОО - ФГОС ООО)

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований...

Преемственность между начальным и основным общим образованием

Преемственность между начальным и основным общим образованием...

Статья "Вопросы преемственности начального и основного общего образования в условиях ФГОС"

Проблемы преемственности рассматриваются в свете современной тенденции — непрерывности в образовании. Показывается, что преемственность в непрерывной системе образования может быть реализована с...