Главные вкладки

    Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС
    статья (4 класс) на тему

    Ганичкина Наталья Николаевна

    Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблемы преемственности

    между начальным и средним звеном в свете ФГОС

    подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

    Ганичкина Наталья Николаевна

    ст. Каневская

    август 2017

    Проблемы преемственности

    между начальным и средним звеном образвания в свете ФГОС

    Мои ученики перешли в четвертый класс и я очень обеспокоена тем, как организовать работу в выпускном классе начальной школы, чтобы учащиеся безболезненно перешли в среднее звено.

    Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Каждый год, проводя педагогический совет, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.

    Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

    Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:

    • сменой социальной обстановки;
    • изменением роли учащегося;

    Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожностиОни чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.

    • увеличением учебной нагрузки;
    • изменением режима дня;

    Так же одной из причин является

    • изменением стиля общения учителей с детьми.

    Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

    Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя "беспризорником".

    • различием требований со стороны учителей-предметников;

    Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

     В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления: 

    1. Снижение интереса к учебе. Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки. 

    2. Снижение успеваемости. Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока. 

    3. Напряженные отношения между детьми. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры. 

    4. Повышенная тревожность. Психологические тесты школьной тревожности, проводимые в пятых классах, подтверждают это. Один из часто используемых тестов – это тест школьной тревожности Филлипса. Сейчас он проводится и в электронном варианте, что значительно облегчает работу психолога и педагогов.

    5.Отстранение от взрослых. Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь. 

             
    Одна из трудностей адаптационного периода заключается именно в том, что взрослые не осознают действительных трудностей. Проведя анкетирование выпускников начальной школы и их родителей, получили любопытную информацию. Только 11% четвероклассников считают, что им легко будет учиться в 5 классе. Такого же мнения придерживаются уже 25% их родителей. Лишь 18% детей считают, что они готовы к переходу в 5 класс, из родителей же 59% заявили, что их дети готовы к переходу. 

    Я согласна с коллегами, которые считают, что очень многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

    Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе "учитель –предметник" приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

    Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. Довольно значительным является расхождение в методиках преподавания. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой.

    Наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением.

    Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе.

    Это …

    • Недостаточная техника чтения и смыслового понимания прочитанного
    • Недостаточная скорость письма
    • Неустойчивость внимания
    • Не знание таблицы умножения
    • Навыков устного счета

    Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д. Ведь большая часть материала, изучаемого в первом полугодии 5 класса, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы.

    "…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. "

    В.А. Сухомлинский, книга "Разговор с молодым директором школы"

    Преемственность – это двухсторонний процесс.

    С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

    По  реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

    • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
    • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
    • Родительское собрание  «Впереди у вас – 5-ый класс»

    Большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

    • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
    • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
    • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

     Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,  рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

     ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

    • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя  будущих 5классов.
    • Посещение уроков в 4-ом  классе  учителями-предметниками, классным руководителем.
    • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5  класса
    •  Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему  формированию новых учебных знаний и умений.
    • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
    • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

    "Преемственность между начальным и средним звеном"....

    Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

    Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

    Преемственность между начальным и средним звеном

    Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение...

    Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

    Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

    Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

    Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....