Проблема преемственности между начальной и средней школами в концепции инклюзивного образования детей с ОВЗ.
опыты и эксперименты на тему

Борисова Ольга Александровна

///

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблемы преемственности между начальной и средней школой и развития творческих способностей учащихся младшей и средней школы - не нова для психолого-педагогических исследований.

         Однако развитие информационных технологий позволяет поднять ее вновь в свете современных тенденций образования.  

        Далеко не секрет, что учителей и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Каждый родитель, как и учитель хочет получить не только максимальное наполнение знаниями «головы ребенка», но и последующую способность применения этих знаний на практике. Но каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет.

        В свою очередь, для того чтобы зародить в учащемся это желание — необходимо максимально развивать творческие способности. Ведь творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Данный принцип действенен не только в гуманитарных, но и в точных науках. Вряд ли кто будет спорить, что при изучении математики необходима способность мыслить нестандартно, уметь подойти к решению задачи «с другой стороны». Если при стандартных задачах начальной и средней школы простой алгоритмический способ решения является достаточным, то более сложные примеры уже требуют «включения головы».

Поскольку в нашей школе обучаются дети с ограниченными физическими возможностями, то для них особенно актуальна проблема развития творческого начала. Оно позволит не только сделать процесс познания более эффективным, но и найти свое место в жизни. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей, которые не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Выполнение каждого из этих условий позволит развить способности каждого учащегося — а это одна из главных задач нашей школы.

Традиционное преподавание предметов в начальной школе зачастую не требует творческого начала. От ученика зачастую требуется понимание базовых принципов каждого предмета, кроме того большая разность между уровнем знаний учеников в классе приводит к отсутствию интереса к познанию у сильных учеников. Хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени имеются черты для развития воображения и творческих способностей, и развития интеллекта. А в средней школе, где требуется решение нестандартных задач по алгебре и геометрии, отсутствие творческого начала становится большим препятствием в процессе обучения. И мы приходим к пониманию того, что прежде всего систему преподавания необходимо менять в начальной школе, чтобы ребенок смог по-настоящему «включить голову».

        Использование компьютерных технологий в начальной школе в обычном образовании сводится к минимуму. С одной стороны, это правильно — нагрузка на зрение должно быть лимитировано. С другой стороны, дети дошкольного возраста успешно осваивают компьютерные технологии, и их уровень зачастую превышает уровень многих учителей. Вопрос только в том, что им интересно — если просмотр роликов на «ютубе» точно пользы не несет, то логические игры включают воображение и эрудицию. Поэтому использование компьютерных технологий в начальной школе в условиях применения проверенных программных средств и задания тематических упражнений будет нести в себе правильное развитие творческого начала. В условиях нашей школы, где ученики с ограниченными возможностями проходят обучение при помощи компьютерных технологий, эти программы становятся особенно актуальными. И начинать их использовать необходимо с первого класса, а не с пятого, когда развивать мозг учащегося зачастую становится поздно.

        На мой взгляд, с начальной школы необходимо тематическое использование мультимедийных технологий. Среди них выделим демонстрации и презентации для преподавания материала, и математики в том числе. Презентации удобны для учащихся тем, что в максимально сжатом объеме — им преподносится главная информация. А также, огромным плюсом таких «дидактических материалов» является наглядность материала, что способствует, помимо всего прочего, развитию зрительной памяти. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности учеников. И, очень часто, наиболее эффективным способом обучения становится интерактивные презентации, тесты, разработка проектов самими учениками.

        На наших занятиях ученики 5-6 классов очень активно используют такие интерактивные технологии как гугл-формы, презентации. В этом году на уроках мы неоднократно использовали метод  «проектов», благодаря которому ребенок эффективно развивает творческий и интеллектуальный потенциал.

В чем заключает данный метод?

- Прежде всего учащемуся дается база знаний по теме, а далее-  идет творческая работа. Ребята создают итоговые презентации по пройденной теме. Таким образом, мы не только проходим тему, но и учимся обобщать полученные знания.  

Одним из преимуществ метода «проектов «является самостоятельная оценка проделанной работы. Ученик для сам для себя определяет ключевые моменты работы над проектом. Выявляет наиболее проблемные моменты данного блока программы. Что, очевидно, является также развитие интеллекта и творческих навыков.

В рамках начальной школы, возможно, применение проектного метода не столь разумно, но использование мультимедийных средств и заданий будет обоснованным. Впоследствии это поможет спокойнее перейти к проектам и более эффективно использовать свои ресурсы и знания.

        Также в нашей работе очень часто мы используем такие интерактивные ресурсы как school-assistent (школьный помощник) и matimatika-na. Эти средства обучения привлекательны тем, что позволяют выполнить тестирование в онлайн-пространстве с методом проверки знаний в режиме реального времени. Возможно, что задание выполняется верно не сразу, но ученику дается бесконечное число попыток и возможность получить положительный результат на выходе. В результате этот метод заслужил признание у учеников - дети всегда с радостью присылают тестовые задания с правильными ответами.  В результате такого контроля над обучаемостью самооценка ребенка не занижается.

На локальном уровне в нашей школе проводится олимпиада по предметам. Из аналитической таблицы видно, что наибольшая активность наблюдается как раз среду учащихся 5-6 классов. Причем, ребята показывают высокий уровень. Но наши ребята участвуют не только в школьных предметных олимпиадах. В этом году среди 5-6 классов было завоевано 20 призовых мест на всероссийских математических интернет-олимпиадах. Несомненно, олимпиадные задания всегда носят характер нестандартных. И большое количество завоеванных призовых мест — свидетельствует о том, что наши ребята умеют отлично справляться с такими заданиями. Однако наша методика обучения должна привести к тому, чтобы способность нестандартно мыслить привилась к каждому ученику.

        Ежегодно в нашей школе проводится научно-практическая конференция по математике среди учеников средней и старшей школ. В этом году победителями олимпиады стали ученики шестого класса. Ребята представили очень интересный проект по искусству оригами. Безусловно, творческое начало здесь представлено в максимальном своем проявлении. И надо отметить, что все основы творческого и интеллектуального развития были заложены ребятам в начальной школе.

Но, не смотря на довольно высокие результаты наших учеников 5-6 классов, проблема преемственности все же существует. Из анализа различных работ видно, что к 7-му классу активность и творческий подход к изучению математики снижается. Вероятно, что тут уже вина учителей средней школы, что где-то перегибаем палку, даем меньше творческих заданий и гонимся за программой.

Что же можно сделать для исправления данной ситуации?

  • Полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся между начальной и основной школой.
  • Согласовать методы обучения обеспечивающие достаточную подготовку учащихся начальной школы к восприятию  правил, законов и дедуктивному методу изложения
  • Сгладить переход от одного учителя — к учителям-предметникам.
  • Изучить вопросы познания знаний при использовании современных компьютерных технологий, в частности мультимедийных систем.
  • Внедрить новые системы обучения и систему контроля знаний в начальной школе, включая элементы проектных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

«Проблемы преемственности между начальной и основной школой»

Что понимается под преемственностью?Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, ...

Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой

Проблема преемственности между начальной и средней школой в изучении русского языка...

Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....

Преемственность между начальной и средней школой

Преемственность: педагогичсекие технологии...