Преемственность между начальной и средней школы
план-конспект на тему

Горева Оксана Владимировна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon преемственность76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 883

Выступление на МО учителей начальной школы

по теме:

«Преемственность между начальным  и средним звеном»

 

Учитель начальных классов:

 Горева Оксана Владимировна

Москва, 2018

Преемственность между начальным  и средним звеном

          Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю   для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Приход в среднюю школу, совпадает  с  началом   «переходного»  возраста  у  детей: они  становятся  младшими  подростками. Психологически  это  начало  кризисного  периода: физиологического  созревания, переоценки  моральных  ценностей, смены  ведущей  деятельности. Кроме  того, по  данным  психологических  исследований, у  детей  с  переходом  в  среднюю  школу  резко  повышается уровень  тревожности, связанный  с  новыми  ожиданиями. Эти  объективно  сложные  психологические  этапы  взросления  несомненно  требуют  очень  бережного   и  внимательного  отношения  со  стороны  взрослых.

Готовы  ли  к  этому  учителя  и  родители?  Необходимо  подчеркнуть, что  в  данном  случае   готовность  предполагает  не  только  знания  о  трудностях  периода  детской  жизни, но  и  волевые  усилия  взрослых  для  их  преодоления. Важнейшей  причиной  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее  можно  сравнить  со  сложностями  адаптационного  периода  в  1  классе. Однако, кроме  объективной  новизны  ситуации  обучения, характерной для  1  и  5  классов, в данном  случае  добавляется  еще  так  называемый  субъективный  фактор: отсутствие  единых  требований  по  многим  вопросам  учебной  деятельности  между  начальной  и  средней  школой:

1. Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней   школе значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т.д.

2. Единство (точнее, его отсутствие) подхода  к  критериально – оценочной  деятельности  в  начальных  классах  и  средних. Не  секрет, что  многие  «отличники»  и  «хорошисты»  начальной  школы  при  переходе  в  среднюю  меняют  свой  «статус»  на  более  низкий.  И  это  далеко  не  всегда  связано  с  объективными  трудностями  обучения.

Учителя – предметники   не всегда учитывают индивидуальные  особенности  учащегося (темп  деятельности, тип  мышления, специфику  восприятия  и т.д.), которые  влияют, особенно  вначале, на качество  обучения. Учителя  начальной  школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей  многопрофильности. Поэтому  учитель  средней  школы  не редко при  оценивании  ориентируется, прежде  всего,  на  результат  его  деятельности, без  учета  тех  индивидуальных  особенностей, которые  могли  к  нему  привести, в  то  время, как  в  начальных  классах, где  оценивание  строится  с  учетом  и  процессуальных  характеристик  достижения  результата.

Любой  учитель  понимает, что  инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор  учителя: «Ты  не  успел, значит, не сделал». Тем  не  менее  ориентация  учителя  только  на  результат  исключает  другую  позицию. Не  хочется  думать, что  личностно – гуманный  подход  является  прерогативой  только  начального  звена  обучения, а средняя  школа  не  имеет  к  этому  никакого  отношения.

Вот  почему  учет  индивидуальных  особенностей  обучаемости  ребенка  и  соответственный  подход  к  оцениванию  его  деятельности  в  начальной  школе  иногда  ставится  под  сомнение  как  необъективный  («мягкий»)  при  переходе  ребенка  в  среднюю  школу. Критерии  «объективности»  в  данном  случае  различны.

Естественно, что  относительная  обособленность  отдельных  звеньев  школьной  системы  образования  сложилась  исторически  и  существует  на  протяжении  нескольких  лет. Однако  общественная  необходимость   развития  образования, ставшая  особенно  актуальной  в  последнее  десятилетие, выявила  дисбаланс,  рассогласование  требований   и   содержательной   преемственности  между  различными  ступенями  общеобразовательной  системы, особенно  начального  и  среднего  звена.

Решение   этой  проблемы, важной  как  для  детей, так и для взрослых.  В начальном  звене  проводятся итоговые контрольные работы по предметам, отслеживается техника чтения  каждого  ребенка, переходящего  в  5  класс. По  итогам  этих работ учитель начальной  школы  составляют  подробную  психолого – педагогическую  характеристику на  ребенка. На итоговом заседании МО  обсуждаются  не  только  индивидуально – психические  особенности  будущих  пятиклассников, которые  требуют  к  себе  повышенного  внимания  в  средней  школе, но  также  формы  и  методы  работы  с  детьми  данного  класса, его  специфика  как  детского  коллектива; определяются  принципы  дифференцированного  обучения.

В  рамках  этого  сотрудничества  проводятся и уроки, на  которых  в  начальной  школе  присутствуют  (или  даже  проводят) учителя  среднего  звена, имея, таким  образом, возможность  заранее  оценить  особенности  детей  данного  класса. В  начале  следующего  учебного  года, уже  в  средней  школе, такая  практика  продолжается.

Данная  форма  сотрудничества  разных  ступеней  школьного  образования  позволяет  предупреждать  многие  педагогические  и  психологические  проблемы, реально  осуществлять  профилактику  детской  дезадаптации.

Преемственность – один из основных принципов дидактики.

Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

Преемственность в содержании образования включает:

-  обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;

-  умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;

-  умение определить главное в содержании учебного материала;

-  умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;

-  умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.

При составлении тематического планирования, мы сразу отмечаем себе домашние задания, чтобы в параллели оно было единым; учитель работает с классом на протяжении всех 4 лет обучения; учитель начальных классов  дает учителям предметникам свои рекомендации, а они  их учитывают при планировании дальнейшей работы.

Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?

-  Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;

-  Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;

-  Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;

- Осуществлять межпредметные связи;

- Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;

-  Обеспечивать доступность в процессе обучения;

-  Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;

-  Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;

- Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;

-Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;

- Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.

Портрет выпускника начальной школы

«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373, Основная образовательная программа ОУ.

Таким образом, модель выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

При создании современного образа выпускника неоходимо задуматься о конкурентноспособности образовательной системы с другими мировыми системами.

На Заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2011 года было отмечено, что «наше будущее было сформулировано в следующих словах: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация». Эти мировые вызовы требуют формирования новых компетенций:

- умения работать с большими объектами информации;

- коммуникативных навыков;

- креативности;

- способности переобучаться.

Необходимы другие установки:

- установка на инициативу в приобретении компетенций и

- формировании высокой компетентности;

- готовность и способность к технологическим, организационным,

- социальным инновациям;

- высокая социальная активность;

- требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность;

- способность быстро адаптироваться к новым вызовам;

- компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

При составлении портрета выпускника необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашей страной. Мы понимаем, что насущной задачей нашего времени является утверждение причастности к общечеловеческому делу. России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие.

Когда речь идет о задачах духовно – нравственного развития мы имеем в виду три направления:

- личностная культура;

- семейная культура;

- социальная культура.

Весь образовательный процесс – воспитание и обучение - должны проводиться через системно – деятельностный процесс.

Личность должна быть ориентирована на творческий подход к делу.

Руководствуясь внешними и внутренними вызовами в ФГОС НОО определен портрет выпускника.

Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.

Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новом Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В Стандарте 2009 года определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В ФГОС в портрете выпускника заложена преемственность в развитии личностных качеств, при этом идет расширение наполненности данных качеств.

Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

Портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника основной школы

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы

Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?

В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:

Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.

Личностные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Самоопределение

(внутренняя позиция, «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

Любящий свой край и свою страну

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Смыслообразование

(мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Нравственно – этическая ориентация

(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.

Метапредметные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Владеющий основами умения учиться.

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный компонент

(навыки сотрудничества, речевая деятельность).

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

Преемственность между начальным и средним звеном

Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение...

Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой

Проблема преемственности между начальной и средней школой в изучении русского языка...

Преемственность между начальной и средней школой

Преемственность: педагогичсекие технологии...