Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"
статья на тему

Трошина Татьяна Владимировна

 

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.

          Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация  детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1  и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый  субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности  между начальной и средней школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на пед. совете                              7 ноября 2013 года

«Мы были бы очень умными и очень счастливыми, если бы пословицы перестали быть для нас избитыми фразами»    Дмит. Иванович Писарев

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.

          Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация  детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1  и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый  субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности  между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:

Взаимодействие программ обучения : классы, обучающиеся  в начальной школе по одной  из развивающих систем  обучения –«Школа  2100», которые уже разработаны в соответствии с ФГОС,- переходя в среднее звено, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам , созданным еще до того, как дети поступили в школу ;  

Мы же в работали в деятельностной технологии обучения, которая предполагает: этапы мотивации, материализованного действия, внешней речи, внутренней речи, умственного действия. Особенно сложно с организацией этапа мотивации и целеполагания.

Данная технология предполагает использование схем-опор, алгоритмов действий, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. У каждого ребенка в  нач. школе был предметный справочник (тетрадь). Хорошо продолжать его использование в 5 классе (схемы, алгоритмы).

Преемственность форм и методов обучения:

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы обучения

Формы работы: преимущественно фронтальная.

Для того, чтобы ученик на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде и осуществлялась преемственность, было сделано и имеет свой положительный результат:

  • Возобновлена практика посещения уроков четвероклассников учителями среднего звена (командировки)
  • Работа с тетрадью-справочником на уроках математики,
  • Особое внимание уделено вопросу объема домашних заданий, он соответствует возрасту и объему, задаваемому в 4 классе по учебному предмету в отдельности, однако с увеличением количества предметов в день (с 5 до 7) увеличивается и время пребывания в гимназии и общий объем домашнего задания
  • На уроке учителя дают четкие пооперационные инструкции, определяют время на выполнение задания, используют игровые учебные задания, включают в урок элемент соревновательности, применяют компьютерные презентации.

1. Трудности возникают при работе с текстом. Самой широко распространенной формой работы с ним в 5 классе становится пересказ (тогда как в начальной школе наряду с ним использовались задания: подбор заголовка, определение главной мысли, обнаружение сопутствующей (второстепенной) информации, словесное рисование и создание рисунков по тексту). Да и пересказ возможен разных видов.

Предложение: учителям устных предметов уделить особое внимание и проводить серию занятий по работе с научным текстом: что такое параграф, продолжать учить пересказу ( указывать вид пересказа при задании домашнего задания: подробный, краткий, сжатый, выборочный, творческий), продолжать учить выделять главное, коллективно выделять опорные слова, составлять план пересказа на уроке, а не дома.

 2. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Предложение: углубить работу командировок учителей 5 классов в начальную школу, не просто посещая уроки, а и проводя кратковременную стажировку в классе, где предстоит работать. Посмотреть ребятам в  глаза, рассказать и спросить. Нет лучшего способа познакомиться с детьми!

3. Использовать тексты итоговых проверочных работ в 4 классе как входные в 5 класс.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника.

Предложение: Соблюдать традиции начальной школы в неформальной (внеурочной) обстановке обсуждать планы класса, трудности, радости; создавать свои классные традиции. Включить в вопросы консилиума и анкету для учителей вопрос: Какие традиции есть в классе?

4. С целью предотвращения снижения контроля родителей за учебой их ребенка, более тесно сотрудничать с родителями, привлекая их к классным чаепитиям, устраивая доверительные беседы, круглые столы на собраниях.

5. Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.

Предложение: кроме бальной системы оценивания работ учащихся, использовать шкалу самооценивания по критерию: аккуратность, самостоятельность, уверенность…

6. Личностный контакт с учителями. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном

В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...

Преемственность между начальным и средним звеном

Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

Реализация преемственности между начальным и средним звеном гимназии в процессе написания учебной исследовательской работы

Практические рекомендации к написанию исследовательской работы учащихся начальной школы....

Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....