Главные вкладки

    Преемственность между начальным и средним звеном
    материал на тему

    Басихина Галина Ивановна

    Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_mezhdu_nachalnym_i_srednim_zvenom.docx18.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение

    Переходный момент в жизни младших школьников требует более тщательного внимания и изучения. В начальный период обучения преобладающим видом внимания у младших школьников является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Ребёнок ещё не способен управлять своим вниманием,  и даже при сосредоточенном внимании учащиеся многого не замечают. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся направляют своё внимание на отдельные бросающиеся в глаза предметы и их признаки. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание, и они запоминают лишь то, что им интересно, поэтому часто не помнят, что было задано на дом, и т.п.. Лучше запоминается ими наглядный материал, слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

    Опираясь на знания этих особенностей, учитель начальных классов всегда старается разнообразить свой урок играми, загадками, ярким раздаточным материалом, броскими наглядными пособиями и т. д..

      Знают ли об этих возрастных особенностях учителя среднего звена? Немаловажными являются и индивидуальные особенности личности учителя начальных классов. Ученики привыкают к тому, что их учительница – верх совершенства. Иногда она тоже может быть несправедливой, но при этом остаётся  самой доброй, самой ласковой, самой-самой! И если она что-то утверждает, то ей можно поверить на слово: она не обманет!

    Этот идеальный образ рушится, как только учащиеся начинают взрослеть. Теперь уже в учителе они видят личность. Учитель может быть плохим и хорошим, добрым и злым, справедливым и беспринципным…Порой на этом этапе происходит ломка формирующейся личности ученика от одного лишь неверного жеста, необдуманного слова учителя.

       Что же сделать для того, чтобы у детей не пропадал интерес к учёбе, желание постичь неизвестное?!

    В начальном периоде учебного процесса нужно стараться учитывать индивидуальные, характерные особенности личности учителя начальных классов, соблюдать преемственность методов и принципов  учебно – воспитательной деятельности учителей начальной школы, учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников.

      В чём же трудности переходного периода на предметное обучение:

      - Смена режима и ритма работы ( увеличение количества уроков в неделю, объёма домашних заданий и т. д.)

      - Много времени требуется на адаптацию детей в новых  условиях (привыкнуть, перестроиться на новый стиль, темп, манеру ведения уроков разными учителями, а их количество возрастает в несколько раз).

      - Резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них.

    Рекомендации:

    За год до перехода детей в среднюю школу желательно провести несколько совместных заседаний МО учителей начальной  и средней школы  ( тех, кто будет работать в конкретном классе).

    На заседаниях обсудить все вышеизложенные вопросы.

    Отработать единые требования к ведению тетрадей, оформлению работ, к знаниям правил и терминов и т.п..

    Учителя среднего звена могут рассказать о типичных ошибках учащихся, посоветовать, на какие темы и разделы следует обратить внимание.

    В течение этого подготовительного года полезно  взаимопосещение  уроков. Учитель средней школы знакомится с классом, со стилем работы первого учителя, с программой, возможностями каждого ученика и т. д..   Учитель же начальных классов должен изучить стиль работы учителя среднего звена, его манеры, темп, требования, методические приёмы – всё это можно увидеть и использовать в предстоящей работе.  Например, постараться увеличить (постепенно, в течение года!) темп ведения своих уроков. Прекрасно, что учитель средней школы даёт сам пробные уроки  ( в 4 четверти).   Можно совместно  провести проверочные работы, устроить конкурсы и викторины по своему предмету.  Дети заранее познакомятся со своим будущим учителем, а учитель - с учениками.

         Также, чтобы сформировать более полное представление о готовности ребёнка, можно провести индивидуальные  диагностические  собеседования, в ходе которых  путём тестирования выяснить  умение детей мыслить, рассуждать, проверить уровень развития  их речи, внимания, памяти.

            Все перечисленные совместные действия принесут пользу. А главное -  учащиеся более спокойно и уверенно преодолеют психологический барьер, который имеет мест быть при переходе из начального звена в среднее.

    Доклад

    «Преемственность между начальным и средним звеном в коррекционной школе»

                   

                       Учитель начальной школы Басихина Г.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

    "Преемственность между начальным и средним звеном"....

    Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

    Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

    Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

    Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

    Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

    Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

    Реализация преемственности между начальным и средним звеном гимназии в процессе написания учебной исследовательской работы

    Практические рекомендации к написанию исследовательской работы учащихся начальной школы....

    Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

    Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....