Главные вкладки

    «Проблемы преемственности между начальной и основной школой»
    план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Габсаматова Фаузия Хайдаровна

    Что понимается под преемственностью?

    Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_gabsamatovoy_f.h.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Проблемы преемственности между начальной и основной школы»

     

    Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.

    Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.

    1. Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.

    1. Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.

    1. Отсутствие непрерывности и преемственности между школьным и вузовским или среднетехническим образованием, в частности, в плане развития общеучебных умений.

    Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом.

    Мы сегодня остановимся на проблемах преемственности между начальной и основной школой.

    Что понимается под преемственностью?

    Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

    Начиная учебу в пятом классе, ребенок сталкивается с новой для него системой обучения: появляется много разных предметов и педагогов.

    Если в начальной все занятия ведет один учитель, который хорошо знает детей и уделяет достаточно много внимания их индивидуальным особенностям, то педагоги основной школы работают с детьми разных возрастных групп и встречаются с ними, как правило, два-три раза в неделю. С одними и теми же требованиями учитель зачастую идет и к старшеклассникам, и к младшим подросткам. Между тем физиологические и психологические особенности у детей этих возрастов очень разные. Но многие ли педагоги готовы это учитывать и сходу переключаться с одной аудитории на другую? Не говоря уже об учете индивидуальных особенностей: на первых порах, это вообще невозможно. А ребенок ждет привычного – заботливого и внимательного – отношения и, не встретив его, теряется.

    Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

    4-6-й классы, т.е. 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, - вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой - «извне».

    Принято считать, что самый сложный возраст – это 14–15 лет. На самом деле, период 10–11 лет еще сложнее. И если ребенок с помощью взрослых благополучно проходит этот этап, то, скорее всего, позже серьезных проблем уже не будет.

    Сложный для ребенка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить. Конечно, совсем избавиться от проблем адаптации не удастся, слишком много объективных и субъективных причин эту адаптацию сопровождают. Психологи считают, что при благоприятном раскладе на привыкание к новым условиям уйдет примерно полгода. А к концу пятого класса преграда может быть полностью преодолена. Но это при условии, если ребенок будет делать это не в одиночку.

    Как мы можем  ему помочь?

    Что мы можем сделать для того, чтобы наши выпускники безболезненно прошли этот переходной период?

    Ведь нам предстоит доказать, что мы хорошо подготовили школьников к обучению в старшем звене и вооружили их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.

    И так, одна  из главных причин возникающих сложностей у пятиклассников - это появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения.

    Я считаю, адаптация в среднем звене зависит от многих факторов, но не только от учителей предметников.

    Анализируя свой опыт учителя начальных классов, я сделала вывод, что задумываться о преемственности необходимо не только в 4 классе. В пятом классе ученик сможет справиться с изучением большого объёма учебного материала, если с первого класса будет проводиться систематичная работа по развитию всех видов памяти, внимания, восприятия. Особое внимание, на мой взгляд, надо уделять пересказу, умению анализировать текст, находить в тексте опорные слова, делать обобщения. Ученики должны знать, что именно эти знания, умения и навыки помогут им при изучении всех предметов, т.е. осознавать, что им необходимо для дальнейшего успешного обучения. Возможно такая работа и не решит полностью проблему преемственности , но каждый учитель должен делать максимум возможного, чтобы помочь учащимся преодолеть переход на новую ступень.

    Если учить по математике записывать так, как будет требовать учитель в 5 классе, то и переход произойдет с меньшими затратами. Только всего то, что два учителя должны работать, общаясь между собой. У нас часто школьные методические объединения учителей начальной школы и математики или русского языка обсуждают общие проблемы.

    Еще одной причиной трудностей у детей при переходе в среднее звено, как мне думается, является отношение к этому процессу родителей. Если бы все родители своим пятиклассникам уделяли столько времени, сколько они уделяли своему чаду в 1 классе, то проблем бы было гораздо меньше. Очень часто учителя начальной школы вспоминают, что в школе есть учителя - предметники, когда у них 4 класс. А если учить по математике записывать так, как будет требовать учитель в 5 классе, то и переход произойдет с меньшими затратами.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность в обучении между начальной и основной школой

    Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...

    Обеспечение преемственности в обучении школьников элементам комбинаторики между начальной и основной школой

    Экспериментальное исследование эффективности приемов и методов реализации приемственности в обучении элементам комбинаторики между начальной и основной школой....

    Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы

    Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы...

    Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном

    Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Переход учащихся из ...

    Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.

    Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....